Мистический бездомный и его неутомимый помощник

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Для Велло Коосма в помощи, которую он оказывает уже 16 лет, нет ничего необычного, поскольку никогда не знаешь, когда она потребуется тебе самому.
Для Велло Коосма в помощи, которую он оказывает уже 16 лет, нет ничего необычного, поскольку никогда не знаешь, когда она потребуется тебе самому. Фото: Sander Ilvest

Что связывает одного из самых известных бездомных Таллинна и продавца конфет со стажем? Если честно, ничего. Однако, несмотря на это, каждый месяц держащий магазин конфет на Пярну-маантеэ Велло Коосма дает бездомному целый мешок сластей. И так 16 лет подряд, пишет Postimees.

Тондиское чудовище, Скиталец, Человек из Тонди, Летучий Голландец – так много прозвищ получил живущий на улицах Таллинна несколько десятков лет 67-летний мужчина, назовем его Антс (настоящее имя редакции известно). Сам он разрешает называет себя XY.

Не меньше, чем прозвищ, бродит по городу и легенд о нем. Своим красным, заросшим щетиной лицом, и красным плащом рослый скиталец напоминает Деда Мороза.

«Вы говорите о Тондиском чудовище, - сразу реагирует на наш вопрос водитель трамвая Майре.- Он очень умный, постоянно решает школьникам задачки по математике». Рассказы об этом Майре слышала от других водителей трамваев: «Когда мы едем домой, он иногда сидит на остановке Веэрени, а вокруг него полно детей. Странный человек…»

«Об этом я не слышал», - говорит директор Таллиннской общей гимназии Мехис Певерит, узнав, что детям решают задачи. Но Антс знаком и ему: «Ни одной ссоры с ним не было ни у меня, ни у школы. Я слышал, что он был хорошим человеком, который попал в сложную ситуацию».

Водители трамваев были весьма обеспокоены, когда нынешней зимой долгое время не видели его. «Опасались, что с ним случилось что-то плохое, но тут мы его снова увидели и обрадовались. Но все же нам не хотелось бы, чтобы он ездил на трамваях, потому что он очень грязный и запах от него распространяется во все углы салона».

Из вежливости снимает шапку

В течение многих лет помощь Антсу предлагали многие горожане: кто-то давал куртку, кто-то покупал чай и кофе. Несколько лет назад фотограф Ардо Кальювеэ даже организовал целую кампанию в социальных сетях для помощи Антсу.

Продавец R-Kiosk, расположенного рядом со зданием полиции, в конце каждого дня приносит Антсу булочки, срок годности которых подходит к концу: «Жалко человека».

В свое время работавший на кондитерской фабрике «Калев» в теперь держащий свой сладкий бизнес 60-летний Велло Коосма знает Антса уже лет 17. Раз в месяц Антс подходит к стеклянной двери магазина Велло. Снимает шапку, приглаживает волосы и остается ждать на улице. В крошечный магазин он не входит. Из вежливости.

«Там твой друг Летучий Голландец!» – говорят продавцы Коосма. «На нем же все полощется. Если ветер, то вся его одежда колышется», - объяснил продавец конфет причину такого прозвища.

Коосма вручает Антсу заранее приготовленный пакет, в котором лежит, например, килограмм конфет «Комета». «Большой мешок, ему ведь нужно месяц продержаться», - говорит он. И так почти 16 лет. Когда однажды Антс два месяца не появлялся, забеспокоился весь коллектив магазина.

В начале их знакомства, Антс передавал свои просьбы кондитеру письменно. Больше всего ему нравились лимонная помадка, но ее больше не выпускают.

«Он вежливый, всегда благодарит и спрашивает: могу ли я в следующий раз еще прийти?» - говорит Коосма. Так Антс спрашивал все эти годы и каждый раз получал утвердительный ответ.

«У нас взаимное уважение. Никто из нас не знает, что будет завтра. Говорят, что благодарным должен быть не тот, кто получает, а тот, кто может помочь», - говорит продавец конфет.

Особо долгих разговоров между Антсом и Велло не происходило: «Я не знаю, сколько ему лет, он не стремится что-то рассказывать. Если ты 20 лет живешь на улице, то не бывает так, что ты вот так запросто начнешь общаться, как мы с вами сейчас». Коосма очень беспокоится за воспаленные ноги Антса.

Также он слышал слухи о том, что тондиский бездомный – измученный гений, у которого несколько высших образований. «Что тут правда, я не знаю, но его жизни я не пожелал бы никому. Это жесткое испытание».

Антс каждый раз, когда журналисты Postimees отправлялись его искать, стоял у стены старой кондитерской фабрики "Калев".
Антс каждый раз, когда журналисты Postimees отправлялись его искать, стоял у стены старой кондитерской фабрики "Калев". Фото: Sander Ilvest

Антс живет под виадуком на Пярнуском шоссе, а иногда – в кустах черемухи. «Зимой у него был утюг, который он нагревал и носил с собой», - рассказал Коосма.

Когда продавец шоколада спросил, как Антс справляется, ответ был коротким - благодаря разным людям: «Один раз я видел его в трамвае – он вошел через заднюю дверь и народ начал передвигаться в сторону кабины водителя. Меня он не узнал, может быть, сделал вид, чтобы не ставить меня в неловкое положение. А когда он видит меня здесь, в Тонди, тмашет мне».

Насколько ему известно, Антс не злой, а боязливый: «Иногда он бывает очень веселым, но потом снова становится грустным».

Почему пожилой человек десятки лет живет на улицах Таллинна? Вероятно, это личный выбор Антс, страдающего душевным расстройством, и сделать ничего нельзя.

В молодости был отличным учеником

У Антса есть высшее образование, это правда. В 1970-х он окончил тогдашний Таллиннский политехнический институт по специальности экономика обслуживания и управление. А до этого он учился еще и в Тарту, в Сельхозакадемии.

В молодости Антс выделялся своим желанием учиться, и бльше всего его интересовала высшая математикя. Но еще в ранней молодости - то ли из-за перенапряжения, то ли по каким-то другим причинам - его душевное здоровье начало сдавать.

Ааре окончил нынешний ТТУ вместе с Антсом: «У меня есть фотографии с ним с выпускного, где он получает диплом». (Полное имя Ааре редакции известно). Но однокурсники познакомились с Антсом перед самым выпуском – его перевели откуда-то. Откуда, Ааре не знает: «Он просто вдруг появился в нашей группе».

Ааре часто видит Антса на улице: «Я обращался к нему и спрашивал, могу ли я ему помочь. Я не знаю, помнит ли он меня, но думаю, что да».

Официально у Антса же есть жилплощадь: маленькая комнатушка в одном из таллиннских деревянных домов. По словам председателя квартирного товарищества, эта комната не пригодна для жилья: «Там нет ни воды, ни отопления. Вся комната забита мусором». Насколько ему известно, Антс не живет там уже лет 10-15, но иногда все же появляется: «Держится в стороне и боится людей».

У Антса есть родственники, которые пытаются ему помочь, но как спасти от улицы человека, когда он сам не хочет, чтобы его спали? Вместо встреч с родными, он время от времени отправляет им письма. Ему нравится писать: об этом знает не только продавец конфет Коосма, но и председатель квартирного товарищества.

На письмо Postimees Антс не ответил. Осторожно произнес пару фраз, когда его угостили булочками. Их Антс принимал с благодарностью.

Чиновник: помочь всем нельзя

Руководитель отдела социальной опеки Пяхья-Таллинна Март-Пеэтер Эрсс

Март-Пеэтер Эрсс
Март-Пеэтер Эрсс Фото: Tallinna linnavalitsus

В принудительном порядке можно помочь только тем больным людям, которые опасны для себя и окружающих. О таких людях заботятся в закрытых учреждениях, в которые кого-то можно поместить только по решению суда. Причем, из соответствующего решения Государственного суда следует, что опасность или опасная для людей деятельность должны быть очень детально описаны. И в случае бездомных должно быть достаточно оснований считать, что человек представляет собой угрозу и в ближайшем будущем намерен что-то сделать.

Есть люди, которые настолько больны, что из-за своего душевного здоровья потеряли место жительства и не принимают предлагаемую им помощь, но напрямую ни для себя, ни для других все же угрозы не представляют, так что оснований отправить их в закрытое учреждение нет. Среди бездомных в основном встречаются люди с зависимостями, но есть и те, кто имеет иные психические заболевания, в случае которых мы бессильны предложить достойные жилищные условия по той причине, что они не принимают помощь, что само по себе очень печально.

Комментарии
Copy
Наверх