После жестокого убийства 42-летней женщины, совершенного, по всей видимости, ее мужем, коллектив Нарвского отделения полиции признал свою вину в недоработке. Сделаны организационные выводы, более активно даются советы другим потенциальным жертвам семейного насилия.
Трагедия в Нарве: страхи жертвы семейного насилия были проигнорированы полицией
Испуганная Елена еще 5 марта звонила по номеру 112, чтобы сообщить о неподобающем поведении мужа Сергея, однако она просила только принять это к сведению, а не выслать патруль, поэтому ее звонок не повлек со стороны полиции никаких действий. И это, как признает полиция, в корне неправильно. Руководитель Нарвского отделения Сергей Андреев вынужден признать, что они не сработали так, как должны были: поступивший от жертвы семейного насилия телефонный звонок не запустил предусмотренные механизмы. «Мы виноваты, - говорит Андреев. - Там прозвучали слова, маячки, на которые полиция должна была отреагировать».
За полтора последовавших за этим месяца поступившая от Елены информация так и не была обработана: «Должны были быть с нашей стороны предприняты какие-то шаги, чтобы узнать, что там у них произошло». По словам Андреева, так называемый второй контакт - обязанность полиции.
Речь не о том, что работа с этой семьей обязательно предотвратила бы убийство, но и такую вероятность нельзя исключить.
Андреев сообщил, что оргвыводы уже сделаны, поменяли систему контроля за сообщениями о возможном семейном насилии. А именно: полицейский из Нарвского отделения, куратор сферы семейного насилия, который должен был фильтровать и анализировать поступающую информацию, больше не занимается этой работой. Его заменят другим сотрудником, когда найдут подходящего на эту должность человека, а пока его обязанности распределены между другими сотрудниками полиции.
Убийство нарвитянки Елены было совершено, напомним, поздним субботним вечером, 21 апреля, на ее рабочем месте в салоне красоты. По подозрению в совершении этого преступления был арестован ее муж Сергей (42), даже не пытавшийся скрыться от полиции. Уголовное дело возбуждено по статье "убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах", в данном случае - мучительным, жестоким способом. Наказание в таких случаях предусматривает тюремный срок от восьми лет до пожизненного.
Несмотря на описанную выше осечку, в полиции настаивают: о случаях семейного насилия нужно обязательно сообщать. Жертвам нельзя бояться обращений в полицию и не стоит винить себя в происходящем. «Если он (чаще речь в таких случаях идет о жестоком муже - И.С.) уже один раз ударил, то, поверьте моему опыту и практике ранее возбужденных дел, ударит и второй, и третий, и четвертый раз. То есть при первом же случае семейного насилия обязательно нужно сообщить об этом в полицию. Полиция, со своей стороны, задействует те механизмы, которые должны работать», - убеждает руководитель Нарвского отделения Сергей Андреев.
Причем, как отметил он, не обязательно будет возбуждено уголовное дело в отношении домашнего дебошира. Главная задача - обеспечить жертве и ее семье помощь со стороны государства.
Другая тонкость заключается в том, что закон в принципе не позволяет отозвать уже поданное в полицию заявление. Такие заявления порой действительно пытаются забрать, сославшись, допустим, на примирение с супругом или на что-то еще. Однако полиция должна разобраться в любом случае.
Сергей Андреев подчеркивает, что сигнал в полицию - это совсем не обязательно телефонный звонок на 112. На интернет-странице Департамента полиции и погранохраны есть контактные данные всех участковых констеблей, соответствующая информация должна быть и на страницах местных самоуправлений. С участковым можно поговорить как у него в кабинете, так и вызвать к себе. «Он обязательно проконсультирует, как дальше действовать», - заверил Андреев.
«Если человек не хочет, чтобы вмешивалась полиция, но желает все равно получить консультацию по семейному насилию, то у нас в здании есть специалист по жертвам - обратитесь к нему, придите или позвоните. Этот специалист задействует свои механизмы и окажет помощь, которая нужна человеку», - добавил Андреев о еще одной возможности справиться с этой проблемой.
Следует знать, что названные специалисты работают, как правило, в зданиях отделений полиции, но не в ее структурах, и сотрудниками полиции не являются.