Полтора года назад, когда состоялось открытие постоянной экспозиции Эстонского национального музея, не успели ещё организаторы торжественной церемонии погасить в здании свет, как появился архиепископ и потребовал снятия с выставки одного экспоната. Сам Вийлма вообще не понял, что нарушает конституционное право художников и учёных на свободу самовыражения. Но ведь так оно в жизни и бывает, что каждый раскидывает свои телеса ровно на таком пространстве, на котором ему позволяют это делать.
Окрылённая нынешним успехом, церковь Вийлма решила после вторжения в школы, музеи и прочие просветительские учреждения начать вламываться со своей чудодейственной истиной в людские дома и даже спальни. Согласно выверенной пиарщиками формулировке церковный собор одобрил требование относиться к конституционному понятию «брак» всего лишь как к «волеизъявлению» и «нашей же внутренней жизненной позиции». Но даже это оказалось необратимым вмешательством в политическую сферу – из отзывов можно было сделать вывод, что церкви удалось заставить карманные партии представлять её интересы в обмен на продажу им голосов своих прихожан.
Надеюсь, пиарщики объяснили Вийлма, что в политической сфере действуют совсем иные правила игры, нежели в церковной. В ней действуют не принципы «все грешны» и «мы несём вам любовь», а сами политики – в рясе архиепископа или без неё.
Как Европейский суд по правам человека уже не раз объяснял, в отличие от обычных публичных персон политикам следует мириться с гораздо более масштабной критикой, в т.ч. с обидными, шокирующими и тревожными сообщениями. Церковь была на протяжении веков организацией, эффективно преследующей инакомыслящих. Пускай она теперь не удивляется, что, поднявши меч, она увидит, как против неё поднимутся другие и гораздо более острые мечи. Или, как советуют на страничке в «Фейсбуке» целевого фонда Защиты Патриархата и Средневековья: «Берите с собой факелы и вилы!».