По словам руководителя Пыхьяского криминального бюро Прийта Пяркна, большая часть убийств в Эстонии происходит вследствие злоупотребления алкоголем, но встречаются и более сложные в раскрытии убийства.
Прийт Пяркна: большинство преступлений связано с алкоголем
Я занимаюсь нераскрытыми убийствами и видно, что по сравнению с 1990 годами в завершившемся десятилетии таких случаев было довольно мало.
Безусловно. Преступления против жизни являются для нас важной темой, и на их раскрытие всегда тратилось относительно много средств.
Как часто в современной Эстонии встречаются хорошо организованные и сложные для раскрытия убийства, такие, как в английских детективных романах?
Такие случаи имели место и будут происходить и в дальнейшем. По сравнению с периодом четырех-пятилетней давности число убийств и убийств с отягощающими обстоятельствами заметно сократилось.
Однако это сокращение скорее происходило за счет бытовых убийств.
Сложные и основательно подготовленные убийства характерны скорее для убийств с бизнес-подоплекой или для людей с больной психикой, для действий которых очень трудно найти какой-либо прямой мотив.
Сейчас в Эстонии где-нибудь есть такой серийный убийца-маньяк?
Я не думаю, что есть. Какое-то время назад убивали стариков и старух на удаленных хуторах, разыскивали отложенные на похороны спрятанные деньги. Но теперь больше таких случаев нет.
Последний такой случай произошел в Тартуском уезде, когда один старик убивал бабуль.
Именно.
Какой процент убийств в той или иной мере связан с алкоголем?
Процентов 90 или даже больше. Если рассмотрим общий характер совершения убийств, то подавляющее большинство из них происходит после спора между участниками, когда в ход идут кулаки, попавшие под руку палки, топор или нож.
Соответствует ли действительности утверждение, что большая часть убийств происходит в связи с совместным употреблением алкогольных напитков? Убивают кого-то из компании, муж жену или наоборот?
Так и есть. Доля убийств со сложной подоплекой на самом деле очень мала.
Есть ли в Эстонии профессиональные наемные убийцы, для которых это основная работа?
Я не имею в виду наркомана, убившего Веронику Дари, которому просто пихнули оружие в руки.
Мотивом убийц Дари на самом деле была потребность получения денег для приобретения дозы наркотиков. Я не берусь утверждать, что у нас нет опустившихся наркоманов, которые готовы за копейки совершить преступление.
А таких интеллигентных одиноких наемных убийц в костюмах, как в голливудских фильмах?
Насколько мне известно, таких у нас нет.
В 1990 годы, наверное, был период, когда организованных убийств было больше, чем бытовых?
Надо думать.
А сейчас вообще есть убийства, связанные со сведением счетов в среде организованной преступности?
Я не берусь утверждать, что роль организованной преступности в обществе в целом снизилась. Но и не помню за последние годы убийств, связанных с организованной преступностью.
Сейчас организованная преступность посвятила себя прежде всего получению материальной выгоды, а поскольку это их цель, то нет смысла убивать того, кто им должен денег. Если должника убить, по теряется возможность востребовать с него деньги.
Каковы основные орудия убийства?
Наиболее часто используют кулаки и нож. Под кулаками я понимаю избиение в широком смысле. Топоры тоже бывают.
Случай с убийцей с битой особенно вопиющий, но можно ли сказать, что вероятность быть убитым, гуляя по улицам в темное время суток, на самом деле ничтожно мала? Как правило, убийства происходят все же в рамках какой-то субкультуры — криминальных банд, компаниях пьяниц и наркоманов.
Если мы говорим об уличных преступлениях, то большая часть из них — это ограбления, что предполагает применение насилия. В последнее время число насильственных преступлений уменьшается, поэтому можно сказать, что уменьшается и вероятность пасть их жертвой на улице.
С раскрытием тяжелых преступлений против личности у нас в Эстонии дела в общем-то обстоят хорошо. А сравнивали ли вы нашу статистику с остальным миром? В 1990-х наши показатели по убийствам были чуть ли не одними из самых высоких в мире, как обстоят дела сейчас?
Сейчас у меня нет зарубежных статистических данных, но я общаюсь с коллегами из соседних государств. Если сравнивать со Скандинавскими странами, то нашей полиции, да и всему обществу еще предстоит прилично развиваться до них. Но если сравнивать с южными соседями, то я не сказал бы, что мы на самом плохом месте.