Преступники знали все о работе полиции

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Полиция. Иллюстративное фото.
Полиция. Иллюстративное фото. Фото: Arved Breidaks / Lõuna-Eesti Postimees

Мнения людей, находящихся в курсе дела секретного оперативника Ляэнеского уголовного розыска, задержанного вчера по подозрению в передаче внутренней информации, расходятся, пишет Postimees.

Здесь нет ничего запредельно скандального, говорит руководитель бюро внутреннего контроля полиции Рауль Вахтра. А его коллега, бывший руководитель наркополиции Таллинна и нынешний ляэнеский префект Кайдо Кыплас называет произошедшее шокирующим с точки зрения уголовного розыска. Попавшего под подозрение капитана полиции коллеги уже долгое время знают как очень хорошего работника.

Руководящий расследованием государственный прокурор Стевен-Христо Эвестус называет случай с руководящим работником секретного оперативного подразделения полиции Пярну серьезным: «И хотя, насколько нам известно, за выдачу информации никаких материальных благ им получено не было, эта информация не должна была стать достоянием посторонних».

Он имеет в виду самую секретную информацию оперативной работы: в отношении кого и как ведутся оперативные действия, кого допрашивают и о ком есть какие-то записи в базе данных.

Имя находящегося под следствием капитана полиции из-за характера его работы в официальной базе данных не найти. В любом случае, речь идет о самом секретном работнике уголовного розыска, в перечень обязанностей которого входит тайная слежка и так далее.

Государственный прокурор Эвестут уточнил, что подозреваемый занимался, в том числе, сбором информации как от простых людей, так и от секретных агентов полиции, и ее хранением.

«Речь, прежде всего, идет о человеке, участвующем в расследовании уголовных дел», - сказал Эвестус. На вопрос, означает ли это, что подозреваемый мог быть организатором секретных операций по сбору информации, прямо прокурор не ответил. Он говорит, что уголовное дело было возбуждено еще в конце прошлого года. Следственные органы тогда поняли, что особо секретная следственная информация попадает к находящимся в орбите их интересов преступникам.

Служба внутреннего контроля полиции провела различные следственные действия в отношении заинтересовавшего их оперативника. Зафиксировать доказательства было сложно, поскольку объект на интересовавших следствие встречах делал все возможное для того, чтобы подстраховаться. Как опытный сотрудник полиции он точно знал, какие методы по сбору информации есть у его коллег.

Однако следственные органы смогли собрать картинку по осколкам. Предположительно, оперативник считал обычным в числе прочего делиться информацией с людьми, с которыми он прежде сталкивался по рабочим делам. Был ли кто-то из них его бывшим коллегой, прокурор не уточняет, но говорит, что люди, получавшие от подозреваемого информацию, не отвечали ему тем же, то есть не сообщали никаких сведений, помогающих раскрытию преступления.

Интерес представляет такой нюанс: среди получающих информацию был и человек, в круг общения которого входили люди, работавшие на пресловутую паспортную мафию.

И хотя у следствия нет данных, что полицейский в обмен получил какую-то выгоду, сама информация считается крайне секретной. Она касалась нескольких уголовных дел, расследовавшихся Ляэнеской окружной прокуратурой, в рамках которых полиция планировала провести особые мероприятия или уже провела их. Речь идет, например, о кражах, совершенных группой, лиц и так далее.

Два Ляэнеских окружных прокурора, следственная тактика которых, как предполагается, стала известно заинтересованной стороне от оперативника, ничего не знали о расследовании, которое проводят внутренний контроль и Государственная прокуратура.

Однако в ходе слежки следственная группа вышла на двух человек, которым на основании Пенитенциарного кодекса теперь есть основание предъявить претензии за частную слежку.

Утечка информации зафиксирована, именно поэтому в четверг утром внутренний контроль решил открыто заявить о своем расследовании. Одновременно были задержаны оперативник - капитан полиции - и двое мужчин, связанных с частной слежкой. По словам руководителя внутреннего контроля Вахтра, задержание не сопровождалось никакими драматическими происшествиями, речь шла о рутинной и спланированной работе.

«Когда доказательства были зафиксированы, то нам нужно было еще немного времени, чтобы оформить подозрение», - объяснил Вахтра. По словам прокурора Эвестуса, людей, получавших информацию, пока нет основания подозревать в совершении преступления.

Сегодня Государственная прокуратура будет ходатайствовать об аресте оперативника.

Третий подобный случай

За последнее десятилетие уголовному розыску пришлось заниматься еще двумя такими случаями, один из которых завершился оправданием полицейского.

Речь идет о привлекшем широкое внимание СМИ случае бывшего руководителя Лыунаской наркополиции Ярека Павлихина. В 2012 году Павлихину было предъявлено обвинение в раскрытии имени одного из секретных агентов полиции преступнику, находившемуся в арестном доме.

В 2014 году суд пришел к выводу, что утечка информации была скорее игрой следственной группы, и оправдал Павлихина. Его признали виновным лишь в присвоении денег, предназначенных для «стукача», поскольку он не смог доказать, что отдал их.

Второй такой случай произошел в 2012 году, когда суд признал вину руководителя по оперативной работе уголовного розыска Пярну Хенна Коолмейстра в том, что он в 2010 году сообщил местному криминальному деятелю, что о нем собирают информацию в связи с якобы планирующемся разбойным нападением. Суд приговорил Коолмейсетра к двум годам лишения свободы условно.

Наверх