Сказанное в манифесте относительно человеческого капитала справедливо. Мысль премировать за ответственное отношение к собственному здоровью по-своему привлекательна, но кто сможет посчитать, в какой мере здоровью человека вредят не алкоголь, сигареты и наркотики (они, в конце концов, - лишь способ снятия стресса, а потому вторичны), а отсутствие стабильности и неграмотно выстроенные трудовые отношения? В какой мере вредит, например, своему здоровью акушерка, работающая вторые сутки подряд, потому что на всю страну осталось два роддома? И правильно ли мы поняли, что проблему нехватки (и перегруженности) рабочей силы авторы предлагают решать с помощью открытых границ, иначе откуда там международные коллективы и школьники с родным английским языком?
Туманность текста, являющегося точкой отсчета, никак не позволяет оценить перспективы этого политического начинания даже в идеологическом смысле, не говоря уже о том, что в нем нет ни одной идеи, которую можно было бы «продать» избирателю. Вернее, в нем нет оригинальных идей, а есть зато общее намерение «надеть все лучшее сразу» - немножко свободы предпринимательства от реформистов, немножко заботы о здоровом образе жизни от социал-демократов, «Эстония может быть только зеленой» (угадайте – чье) и т.д.
«Давайте беречь окружающую среду», «давайте создадим единую образовательную систему», «давайте беречь здоровье». Давайте. Мы вообще за мир, труд и май. Только зачем для этого новая политическая сила? В манифесте заявляется, что нынешний политический курс направлен на устранение мелких недочетов и ему не хватает амбициозности и глобальности идей. Возможно, но и в самом манифесте ничего столь амбициозного нет. Заявляя о намерении предложить существующим партиям идейную конкуренцию, авторы манифеста до крайности неоригинальны в своем предложении - возможно, именно поэтому в его нынешнем виде проект представляется нежизнеспособным, а «Эстония 200» звучит как-то слишком похоже на «груз 200».