Нас, эстонцев, и так очень мало в мире, и государство не может подавать сигнал о том, что необходимо отказываться от полученного по рождению гражданства Эстонии, то есть от законных корней. В интересах Эстонии должно быть, чтобы граждане Эстонии по всему миру сохраняли связь со своей родиной, и полученное по рождению гражданство – это одно из сильнейших того подтверждений.
С целью укрепления связей и увеличения количества эстонцев связано и второе предложение закона, которое предусматривает возможность восстановления гражданства Эстонии для тех, кого заставили от него отказаться, или тех, кто считает гражданство утраченным. Такой принцип действует в отношении стран ЕС, Норвегии, Швейцарии, Австралии, США, Канады и Новой Зеландии. С другими странами у Эстонской Республики есть договор о признании двойного гражданства.
Если говорить об абхазских эстонцах, то мы действительно хотим признать гражданами и эстонцев из Абхазии, в отношении которых на основании права оптации было принято решение о предоставлении им гражданства Эстонии, но которые не стали фактически жить в Эстонии.
Согласно Тартускому мирному договору, у проживавших в России эстонцев была возможности оптировать гражданство Эстонии и переехать в Эстонию, в течение года покинув пределы России.
Но это не всегда было возможно. Мы хотим ясно обозначить, что люди, в отношении которых в результате права оптации было принято решение о предоставлении им гражданства Эстонии, но которые не смогли переехать в Эстонию, и их наследники могут восстановить гражданство при условии, что территория, на которой они жили, не входила в состав Российской Федерации.