Cообщи

Манга охраняли теплые отзывы и чувство вины самих жертв

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
О том, что Игорь Манг любит женщин, знали все, но мало кто знал, что в некоторых случаях он переходил границы дозволенного.
О том, что Игорь Манг любит женщин, знали все, но мало кто знал, что в некоторых случаях он переходил границы дозволенного. Фото: Toomas Huik

Длинная череда историй с приставаниями Игоря Манга уходит корнями в 1980-е. Его привычка распускать руки по отношению к женщинам проявлялась настолько часто, что его жертв можно найти даже в редакции газеты Maaleht, которую превратили в машину по печатания денег на  гороскопах Манга. Рассказать о пережитом полиции решились всего две женщины. Почему он смог безнаказанно действовать на протяжении 30 лет? Этим вопросом задался Postimees.

И хотя Силью (имя изменено, настоящее имя редакции известно) подруга предупреждала, что Мангу свойственно липнуть к женщинам, осенью 2017 года Силья отправилась к нему на прием.

«Я знала, что он лапает. Это всем известный секрет», - отметила Силья. Но когда шесть лет назад она ходила с Мангом гулять, все было в рамках приличия. И все, что Манг предсказал девушке, как она считает, сбылось в точности.

Вновь она связалась с Мангом при посредничестве ассистента редакции газеты Maaleht, которому Силья оставила свои данные. После этого Манг сам позвонил Силье, чтобы договориться о встрече.

«Я думала, что перетерплю это, но я не знала, что меня ждет», - рассказала Силье свою историю.

Приставания под музыку

Она очень удивилась, когда выяснилось, что вместо салона ее ждала частная квартира в Ласнамяэ. «На окнах были шторы, играла спиритическая музыка, он сразу же предложил мне выпить», - вспоминает Силье, что именно она написала в полицию осенью прошлого года сразу после встречи с астрологом.

От алкоголя она отказалась, как и от танца с Мангом, но гороскоп был основательным. Уже потом, посмотрев передачу Pealtnägija, она рассказала, что и ей Манг говорил, что ее «аспект Венеры напряжен и это не позволяет использовать весь потенциал», но ей можно помочь.

После разговора Манг попросил Силью подняться и встать у кровати, чтобы составитель гороскопов мог открыть ей чакры: ее натальная карта показала «проблемные аспекты». Силье нужно было закрыть глаза и представлять разные цвета. А в это время Манг трогал ее за голову и шею.

«Сам он в это время пребывал в каком-то экстазе. Он начал тереться об меня, и я чувствовала, что его пенис эрегирован. Я честно чувствовала себя очень плохо, я не осмеливалась открыть глаза, потому что боялась, вдруг он уже снял штаны», - описала Силья произошедшее в октябре прошлого года полиции.

Когда Манг начал мять женщине грудь, Силье оттолкнула его. «Он скользил руками по телу и начал запускать их под блузку. В это же время он сказал, чтобы я держала глаза закрытыми. Я очень боялась и ничего не могла сделать. Я не знала - вдруг он впадет в агрессию, или вдруг у него в квартире есть еще кто-то», - рассказала Силье, которая считала Манга лучшим астрологом и слушала его передачи.

«Мне было трудно сразу дать ему отпор или категорически обозначить свою позицию, потому что эта ситуация оказалась для меня неожиданной. Я сказала: пожалуйста, прекратите. Тогда он захотел со мной потанцевать, и был очень обижен, что я не согласилась», - вспоминает Силье.

Манг сказал ей, что она очень строптива и невежлива. «Что в этом и заключается моя ошибка, отсюда у меня и неважные отношения с мужем. Он еще сказал, что от него я рожу сына, и он все сделает очень хорошо, а я должна только родить сына», - описала Силья полиции.

В итоге Силья отдала Мангу две 50-евровые купюры, а он спросил, нужна ли сдача. «Невероятно, что за эти приставания я еще должна была ему заплатить», - удивляется женщина, поскольку изначально речь шла о цене в 70 евро.

В тот сентябрьский вечер они расстались друзьями. Силья сказала, что устала и очумела, потому и не смогла понять всю серьезность ситуации.

Потом на глаза Силье попалась статья психиатра Лембита Мехиласа в Eesti Päevaleht, в которой он говорил о пациентах, обвиняющихся в домогательствах. «Я хотела подать сигнал, поэтому и отправила описание произошедшего в полицию», - рассказала Силье Postimees. Никакого заявления на Манга она не подала, но считала необходимым, чтобы полиция все же была в курсе.

В этом и проблема. В прошлом году в полиции получили письмо Силье, а в этом году - первое заявление на Манга. И это все за 30 лет, в течение которых астролог чувствовал себя спокойно, а обвинения в его адрес посыпались только сейчас.

«Может быть, его прощали, потому что он живет в другой реальности», - отметила Силья и сказала, что Манг ей тогда казался высокомерным, со склонностью к  нарциссизму. Уходя, Силья чувствовала себя скорее виноватой, чем пострадавшей.

Приставания были и в Maaleht

Чтобы понять, как из Манга был создан годами дурачивший эстонцев феномен, нужно вернуться на десятилетия назад. Бросивший учебу в Мореходном училище и в Таллиннском политехническим институте, а после этого учившийся на пасечника и массажиста, Манг обнаружил в себе способности к астрологии в 1970-х.

С 1981 года он начал консультировать желающих в домах культуры заводов и фабрик по всей Эстонии, собрал вокруг себя узкий круг интересующихся. В конце того же десятилетия появились и первые из заявивших о себе теперь жертвы сексуального приставания.

Общественную известность Мангу принесла газета Maaleht, которая в начале 1990-х начала публиковать его гороскопы на год. «Предложение поступило от него самого и его окружения. Я не считал это журналистикой, я взял это как товар», - говорил плативший тогда Мангу ответственный издатель Maaleht Агу Веэтамм.

Манга продавали как бестселлер. Его гороскопы не публиковались ни в одной другой газете, однако их выпускали и отдельными тиражами. В 2016 году на Фестивале мнений в один из вечеров Манг вместе с Эне Эргма был главным выступающим. Многие жертвы Манга получали его контакты в редакции Maaleht.

Как Веэтамм, так и следующие главные редакторы изданий - Сулев Валнер, Айвар Вийдик и Андрес Эйларт - говорят, что ничего не знали о пристрастиях Манга. Теперь же стало понятно, что своих жертв Манг находил в числе прочего и в Maaleht.

«В деревянном доме Maaleht на Тоомпуйестеэ он постоянно пытался лапать девочек, работавших на складе», - вспоминает Реэт (имя изменено), работавшая в газете в 2000-х.

Почему жертвы цепенели?

Реэт говорит, что Манг хватал женщин-работниц за грудь и ягодицы. У него были свои любимицы, с которыми он пытался остаться наедине. Именно по этой причине в Maaleht была традиция: если приходил Манг, звать на помощь других женщин.

«В редакции все это знали, говорили, что ему нравятся молодые блондинки, о чем предупреждали и меня, - говорит еще один объект интереса Манга, бывшая сотрудница Maaleht Валентина. – Он приходил ко мне очень часто, но больших проблем с ним не было. Это было, скорее, приятное внимание».

Почему Мангу позволили домогаться женщин в течение 30 лет?

Рассказавший эту историю ведущий передачи Pealtnägija Михкель Кярмас говорит, что в описаниях жертв в глаза бросается особая палитра причин.

«Многие спрашивают, почему все продолжалось так долго, пока не достигло апогея, почему они раньше никуда не обращались. Многие, конечно, обращались. Например, молоденькие девушки жаловались свои родителям, но им не верили или не знали, что делать», - рассказывает Кярмас.

Брат одной из жертв вместе с друзьями пошел к Мангу и устроил над ним самосуд: в числе прочего, были удалены сделанные экстрасенсом фотографии. Намеки на деятельность Манга поступали и в редакции газет, но никто не знал тех, кого домогались, а также не представлял себе размах и систематичность этих домогательств.

Странным кажется то, что часть жертв Манга вообще не были встревожены. «Я считаю, что мораль всей этой истории в том, что жертвы не должны молчать», - говорит Кярмас.

Старший участковый Кесклиннаского отдела Пыхьяской префектуры Леа Бяренсон говорит, что о домогательствах обычно не сообщают по психологическим причинам: «Люди испытывают страх, унижение, чувство собственной вины – а вдруг это я сделала что-то не так?» Вторая причина – незнание, что человека можно привлечь к ответственности за домогательства.

По словам Бяренсон, одной из важных составляющих домогательства является то, что сексуальное деяние совершено против воли потерпевшего. И тут нежелание не обязательно должно быть высказано словами.

«Незнание и попытка закрыть глаза на ситуацию, придают домогающемуся уверенность. Мы советуем: не стоит испытывать ложный стыд, нужно сообщить в полицию», - советует сотрудник полиции.

Получившая в прошлом году из рук президента награду за профилактику насилия клинический детский психолог Марианна Сакснийт считает понятным, почему все это замалчивали.

Во-первых, Игорь Манг – общественный деятель и авторитет, к которому обращаются как те, у кого возникли трудности в жизни, так и другие заинтересованные лица. Если идут к человеку, который должен помочь, то  изначально испытывают к нему доверие.

«Если он вместо помощи начинает злоупотреблять доверием, особенно в сексуальном плане, то скорее всего первой реакцией человека будет оцепенение. Позже возникнут стыд и самобичевание, которым помогают и общественные предрассудки», - говорит Сакснийт.

Психолог ссылается на то, что большее внимание чаще уделяют жертве. Оцениваю, какая она, во что была одета и чем она спровоцировала нападение. И неожиданно больше никого не интересует тот, кто все это сделал: в фокусе - жертва.

«У людей, имеющих травматичный опыт сексуального насилия, очень легко возникает чувство вины и стыда, они часто берут на себя ответственность за произошедшее», - уверяет психолог.

Игорь Манг (урожденный Смирнов)

Родился 15 июня 1949 года в Таллинне

Женат, имеет дочь

Учился:

Таллиннская 4-я средняя школа, 8 классов

Таллиннское мореходное училище – механик морозильных установок (не закончил)

Таллиннский политехнический институт – кафедра автомобильных дорог (не закончил)

Олуствереский техникум – пчеловод

Таллиннская спортивная школа – массажист

Богословский институт Эстонской Евангелической Лютеранской Церкви (не закончил)

Должности:

Электрик-осветитель Драматического театра

Осветитель театра «Эстония»

Изготовитель фотокопий в Библиотеке им. Крейцвальда

Геодезист в "Коммуналпроекте"

Пчеловод в Аэгвиду и Ридала

Массажист в Пярнуском санатории

Ночной сторож в церкви Нигулисте

Экспедитор в Домском соборе

В 1981 году начал консультировать желающих в домах культуры заводов и фабрик по всей Эстонии, в начале 1990-х начал заниматься исключительно астрологией.

Наверх