Я бы очень хотел, чтобы работодатели, выступающие сейчас против законопроекта, который будет препятствовать появлению нелегальной рабочей силы в Эстонии, послушали этот эфир… Но начнем по порядку.
Квоты защищают наш рынок
В Эстонии действует система квот на ввоз работников из-за пределов ЕС. Эта квота рассчитана на 1300 человек в год, и расти она не будет. Да, из-под этой квоты мы вывели ИТ-специалистов, и скоро к ним прибавятся высокооплачиваемые ТОП-специалисты, которых в Эстонии просто не хватает. Стоит отметить, что не все согласны с таким подходом. Например, Партия реформ считает, что нужно вообще отказаться от квот. Такое гостеприимство чревато последствиями. Открыв дверь на рынок труда для всех желающих, мы откроем и ящик Пандоры: к нам хлынет мощный поток дешевой рабочей силы, под напором которого упадут зарплаты наших людей.
Но если по этому пункту мы пришли с работодателями к консенсусу, то предложения по борьбе с нелегальной рабочей силой вызвали негодование. Я понимаю, что такие эмоции неизбежны: с одной стороны, говорят про нехватку рабочей силы, с другой – приходит министр внутренних дел и как будто закручивает гайки еще сильнее. Но дело не в гайках: нужно смотреть на механизм рабочего рынка в целом.
Почему нелегальная работа – это опасно?
Сегодня в Эстонии около 5000 иностранцев работают нелегально. Это не просто преступление. Это преступление против всех. Во-первых, эти люди работают против себя же – у них нет медицинской страховки, не накапливается и пенсия на будущее. Во-вторых, для государства это значит десятки миллионов евро, которые прошли мимо казны, а для жителей – недостроенные дороги, недофинансированное образование, недолеченные пациенты... И, в-третьих, нелегалы отбирают работу у местных. Если бы вместо 5000 нелегальных рабочих на работу устроились бы 5000 ищущих работу жителей Ида-Вирумаа, проблема безработицы в регионе была бы практически решена. Кроме того, нелегальные рабочие опять же сдерживают рост зарплат. Задача государства - защитить интересы наших работников и честных предпринимателей.