На самом же деле Венно волнует не только вопрос явного неравноправия в школах Эстонии, но и неоправданно большого объёма домашних заданий – если на дом остаётся так много работы, то что же препятствует учёбе в школе?
Не желая поднимать волну, Марьета Венно смеет утверждать, что излишнее напряжение было уже изначально запрограммировано в школьной системе. А именно, организация учебного дня походит на ставшую старой и тесной шубу, в которую мы пытаемся впихнуть свои новые идеи и современные подходы. По её мнению, учебный процесс фрагментирован на не связанные между собой 45-минутные уроки и 10-минутные перерывы между ними. Кроме того, учителям и/или ученикам приходится переходить из класса в класс, тратя на это уйму времени. Это препятствует возникновению между учащимися и учителями прочных и доверительных отношений, приводя к возникновению проблем с дисциплиной.
К сожалению, констатирует Марьета Венно, родители школьников два года подряд голосовали за начало первого урока в 8.15 утра. Научные же исследования свидетельствуют о том, что чем позже начинается учебный день, тем лучше школьники могут сконцентрироваться. В развитых странах подростки страдают от хронического недосыпа, что приводит к ухудшению когнитивных способностей, появлению раздражительности, сонливости и различных зависимостей, а также провоцирует тинейджеров на насилие.
Венно задаётся вопросом, почему ничего не меняется, даже когда мы знаем, что ранним утром не только тяжело учиться, но и аппетита-то никакого нет?