Эвелин Калдоя: сделаем армию обязательной для девочек! (6)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Норвежская служащая срочной службы.
Норвежская служащая срочной службы. Фото: SCANPIX

Может показаться, что это было уже давно, но Франция, Литва и Швеция отказались от срочной армейской службы лишь в 2001, 2008 и 2010 годах. Они были одними из тех европейских стран, которые поддались тогдашнему поветрию в области безопасности. Теперь президент Франции Эммануэль Макрон хочет восстановить воинскую повинность. Литва и Швеция приняли это решение в 2015 и 2017 годах.

Думаю, большинство эстонцев, поддерживавших тогда переход на профессиональную армию, благодарят теперь удачу за то, что их точка зрения не возобладала. Поскольку, как показало недавнее прошлое, правы были пессимисты, и мы не можем позволить себе отказаться от срочной службы. Поскольку это подрывает вербовочную базу и резерв Сил обороны, ослабляет общество и его связь с армией и оставляет граждан без существенных знаний, которые могут понадобиться и им, и государству.

Но именно эти аргументы диктуют и то, что Эстония должна модернизировать свою срочную службу в одном важном аспекте – к мужчинам и женщинам надо относиться одинаково. Как в Израиле или Норвегии. Или в Швеции, где была восстановлена срочная служба, или во Франции, по идее Макрона.

Во-первых, вербовка и резерв. С профессиональной точки зрения, эстонская армия прогрессивна: все рода войск и звания доступны женщинам так же, как и мужчинам. Бесспорно, в некоторых областях у многих мужчин больше природных предпосылок, чем у большинства женщин. Но во многих областях вообще нет разницы, исполняет обязанности мужчина или женщина. Может быть, в случае спецподразделений физические способности мужчин перевесили бы любую теоретическую возможность в 99 случаях из 100. Но на уровне информирования и анализа широкой картины трудно обнаружить что-либо, в чем среднестатистический мужчина смог бы опередить женщину. Отстранив женщин от системы обязательной срочной службы, армия остается без половины возможных дарований одного поколения и в плане профессионалов, и в плане мобилизуемых резервистов. Кроме того, мужчинам отдается явное предпочтение при получении работы в этой области.

Во-вторых, связь общества и армии. И мужчины, и женщины платят налоги и ходят на выборы, т.е. являются владельцами страны и теми, кто принимает в ней решения. Полезнее для всех, когда все общество одинаково осведомлено, для чего существуют Силы обороны и что там делают.

В-третьих, знания. Навыки оказания первой помощи, взаимодействия в команде или управления ей, выживания в природных условиях и самозащиты нужны всем. Навык пользования оружием в повседневной жизни не нужен ни мужчинам, ни женщинам. Было бы честно, если бы все эти навыки одинаково давались представителям обоих полов.

Служба в армии – это гражданское образование. Которое, как любое образование, расширяет понимание мира и увеличивает возможности на рынке труда. Систематически отстранять девочек – примерно то же, что сделать посещение уроков физики обязательным только для мальчиков и отправлять на них девочек лишь после добровольного заполнения дополнительных бумаг. С обещанием, что, если девочка, решившая изучать физику, передумает после первого семестра, в отличие от мальчиков она не должна будет ходить на уроки до конца учебного года. В XXI веке это нечестно и непрактично.

Наверх