Дискуссия состоялась в сотрудничестве с параллельно проходившей в Таллинне Международной конференцией Леннарта Мери. Поэтому в зале присутствовало довольно большое число представителей дипломатического корпуса, а языком встречи организаторы сделали английский. Это ничуть не помешало спикерам, хотя чувствовалось, что некоторые эмоции им было бы проще выражать по-русски.
Эмоциональность объяснялась тем, что дискуссия началась с обсуждения нашумевшего дела Бабченко – «убийства» и внезапного «воскрешения» оппозиционного российского журналиста. Эта тема фактически стала базовой для состоявшейся беседы. Участники обсуждали многие аспекты отношений нынешней России с соседями, но то и дело возвращались к этой громкой инсценировке. Потому что она задала новые и острые вопросы о современных информационных войнах.
Разумеется, все участники встречи выразили радость по поводу того, что Бабченко жив и продолжит восхищать или, наоборот, злить публику своими скандальными текстами. Однако в оценке этой «спецоперации» мнения несколько разошлись. Например, Илья Пономарев, который сам проживает в Киеве, считает ее большим успехом украинских спецслужб. Анна Арутюнян, в свою очередь, обратила внимание на медийную проблему – добавит ли этот случай доверия к Украине со стороны мировой общественности?
Она напомнила, что российская пропаганда с 2014 года строится на нарастающем количестве fake news. Это и история с «распятым мальчиком», и страшилки по поводу того, будто НАТО собиралось высадиться в Крыму, и обвинение Украины в катастрофе малайзийского боинга… Для борьбы с кремлевскими фейками Евросоюз проводит сетевую кампанию «ЕС против дезинформации». Однако теперь оказывается, что фейки становятся инструментом медиа-политики и самой Украины, которая вроде бы «стремится в Европу».