Бизнес на пенсионных ступенях в Эстонии процветает (1)

Тынис Оя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
как получать от государства больше пенсии
как получать от государства больше пенсии Фото: SCANPIX

Из обзора рынка финансовых услуг, составленного Финансовой инспекцией, выясняется, что объем общественных инвестиционных фондов, в том числе пенсионных, вырос прошлом году на 679 миллионов евро, то есть на 18 процентов - до 4,4 миллиарда евро. Сумма была бы весьма красивой, если бы не то обстоятельство, что бизнес наших инвестиционных фондов живет практически лишь за счет пенсионных фондов, пишет Postimees.

Инвестиционные фонды Swedbank в прошлом году передали из заработанной на финансовых инструментах прибыли в пенсионные фонды второй ступени 78, SEB Varahaldus – 75 и LHV Varahaldus – 97 процентов. Luminor Pensions занимается только пенсионными фондами второй и третьей ступеней, а Tuleva (предположительно, с самого начала) - только пенсионными фондами второй ступени.

Пенсионные фонды.
Пенсионные фонды. Фото: A P

Прибыль принесли пенсионные фонды второй ступени SEB Varahaldus – около половины, у Swedbank – 83 процента, а LHV Varahaldus заработал на второй ступени большую прибыль, чем вся  фирма вцелом.

Если бизнес пенсионных фондов второй ступени процветает, то бизнес других общественных инвестиционных фондов прозябает.

По данным Финансовой инспекции, по состоянию на конец 2007 года общий объем зарегистрированных в Эстонии инвестиционных фондов составлял 2,2 миллиарда евро, из которых объем пенсионных фондов равнялся 709 миллионам евро, а это означает, что фонды второй ступени составляли треть об общего объема инвестиционных фондов.

Фонды акций сократились вполовину

В прошлом году фонды второй ступени составляли 82 процента от всего объема инвестиционных фондов. Фонды акций, которые должны были бы быть первым и на фоне пенсионных фондов большей части населения страны практически единственным инвестиционным объектом, потеряли более половины своих объемов.

Если в 2007 году общий объем фондов акций составлял 1,2 миллиарда евро, то в прошлом году он равнялся лишь 0,4 миллиарда евро, причем, количество акций начиная с 2010 года остается весьма стабильным (объем в 300-400 миллионов евро), а цены на акции заметно выросли.

Число пайщиков инвестиционных фондов явно пошло на спад и сократилось с 32 100 в 2007-м до 7919 в прошлом году.

По словам специалистов, главной причиной разрушения бизнеса инвестиционных фондов являются небольшие сбережения эстонцев, излишнее давление регуляций, а также то, что местные банки занимаются долями сотен иностранных инвестиционных фондов, упоминать которые здесь нет смысла.

«Наш уровень финансовых сбережений по-прежнему уступает многим другим странам Центральной и Восточной Европы. Я не верю, что за этим стоит маленькое количество предлагаемых возможностей, то есть куда можно было бы вложить сбережения», - объяснил руководитель Инвестиционных фондов Swedbank Кристьян Тамла.

«За годы через Swedbank можно было инвестировать в сотни инвестиционных фондов. Были представлены все возможные регионы, секторы, классы имущества, темы и так далее. Но в них инвестировали очень осторожно, и из-за выросшей регулятивной нагрузки стало неразумно и в дальнейшем сохранять все эти предложения», - сказал он.

По словам представителя банка, давят все новые появляющиеся европейские регуляции (например, Mifid II и так далее), которые явно, учитывая так называемый рынок старой Европы, созданы на разумных основаниях. Однако это связано с реальностью: при нашем низком уровне сбережений и маленьком объеме финансовых сбережений их применение оказывается выше наших сил, поскольку становится неразумно затратным.

«Мы оказались в ситуации, когда решение, предназначенное для массового клиента из-за пределов пенсионных фондов, сегодня предлагает, по сути, только Swedbank», - говорит Тамла.

«Так, например, возможности инвестирования для классического розничного инвестора из фонда в фонд другие либо вообще закрыли, либо сами ими не занимаются. В течение двух лет мы наблюдаем, как касающаяся еврофондов (в принципе, это обычные инвестиционные фонды) регуляция под названием UCITS V заставила закрыть на местном рынке некоторые фонды, направленные на розничного инвестора», - объяснил он.

По словам Тамла, им удалось в последние годы избежать сокращения фондов, но правда заключается в том, что из-за растущей регулятивной нагрузки нужно искать решения, как становиться более эффективными в другой деятельности.

Член правления SEB Varahaldus Свен Кунзинг сказал, что они являются одной частью подразделения банка SEB Investment Management и на месте ведут два бизнеса, которыми нет смысла заниматься в Швеции.

«Из Таллинна мы управляем инвестициями акций в Восточной Европе (а также в Люксембурге и в Швеции) и пенсионными фондами Эстонии. Эти два бизнеса сейчас более-менее равны по размерам в плане объема обслуживаемого имущества. Другими фондами (вроде глобальных акций, европейских акций и пр.) управляет глобальная организация, которая занималась этим со времен основания SEB», - объяснил Кунзинг.

Меняющаяся местная регуляция

«Мы не считаем разумным создавать здесь копии глобальной продукции – это было бы просто неэффективно и абсолютно не востребовано. SEB предлагает выбор уже имеющихся глобальных фондов SEB IM AB, в числе прочего, Восточно-Европейский фонд, управляемый нашим AS SEB Varahaldus», - сказал он.

«Пенсионные фонды важны для местных клиентов, их окружает очень специфическая, недетальная и постоянно меняющаяся местная регуляция, их торговый процесс, конкуренты и вся логика уникальны, клиенты только местного происхождения. В определенном смысле можно использовать местные инвестиции. Поэтому и управление этими фондами разумно организовывать на месте».

Дела руководимых пенсионными фондами фирм по управлению имуществом в прошлом году, как и прежде, шли хорошо. Общий оборот предприятий вырос на 7,5 процентов - до 43,8 миллиона евро, из которых доходы, связанные пенсионными фондами второй ступени, выросли на семь процентов - до 37 миллионов евро.

Прибыль выросла соответственно на 7,2 процента – до 15,4 миллиона – и на 12,5 процента – до 14 миллионов евро. Меньше всего, на три процента – до 13,3 миллиона евро – вырос доход LHV Varahaldus, а LHV оказался единственным банком, прибыль которого снизилась (на пять процентов – до 5,8 миллиона евро).

За более слабыми по сравнению с другими результатами LHV стоит резкое снижение административных плат, исходящая из перехода пенсионных фондов банка Danske, а также появление пенсионного сообщества Tuleva, в который переходит все больше людей явно из пенсионных фондов LHV. Чистый доход снизил и связанный с дивидендами подоходный налог, который составил один миллион евро.

Кроме LHV Varahaldus дивиденды выплатили и Инвестиционные фонды Swedbank (2,9 миллиона евро), а Luminor Pensions снизил капитал акций на 2,5 миллиона евро и вернул их собственнику. LHV Varahaldus заплатил доход собственника в размере 3,8 миллиона евро.

Комментарии (1)
Copy
Наверх