Cообщи

Индрек Нейвельт: нам пора задуматься с кем мы – с Америкой или Европой (8)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Известный предприниматель Индрек Нейвельт прокомментировал в студии Postimees актуальные экономические темы.

В частности, Нейвельт отметил, что в Эстонии слишком много политики в экономике. И добавил: «Не считаю зазорным, если мы будем тупо копировать опыт Финляндии».

Индрек Нейвельт упрекнул государство в том, что оно продает прибыльные компании и вкладывается в убыточные проекты: «Мы продаём акции Tallinna Sadam – доходного предприятия, и инвестируем в убыточный проект Rail Baltic. Не вижу логики!»

Бизнесмена возмущает то, что в проекте Rail Baltic нет ни одного ответственного, который в будущем держал бы ответ за результат. По его оценкам, стройка века обойдётся Эстонии как минимум в миллиард евро. «На эти деньги лучше построить нормальные шоссейные дороги в Нарву, Тарту и Пярну, муниципальное жильё или Горхолл», - добавил эксперт.

Коснувшись темы накалившихся торговых отношений между США и ЕС, Индрек Нейвельт сказал, что нам пора задуматься с кем мы: с Америкой или Европой.

Фрагменты беседы:

– Как отразится на местном бизнесе грядущее сокращение евродотаций? 

– Что-то точно придётся делать по-другому. Уверен, что сокращение финансирования из фондов ЕС – это полезно. В Европе предусмотрено слишком много дотаций для предпринимателей, в результате чего европейский бизнесмен становится неконкурентоспособным.

– От чего следует отказаться?

– Например, я бы пересмотрел проекты, связанные со строительством велосипедных дорожек в посёлках, где уже не осталось жителей. Прежде чем мы решим построить очередной музей, стоит серьёзно подумать. Возможности для экономии есть.

– Пострадает ли финансирование проекта Rail Baltic? Не придётся ли Эстонии ещё больше платить, чем предполагалось ранее?

– Мы до сих пор не знаем, во что нам в конечном итоге обойдётся этот проект. Доля участия ЕС может измениться. Кроме того, процесс строительства дорожает на глазах, инфляция в этом секторе измеряется далеко не одним или двумя процентами в год. Я до сих пор убежден, что Rail Baltic может оказаться ловушкой для будущих поколений.

– Говорить «стоп» этому проекту уже поздно? Дело зашло слишком далеко...

–  Думаю, что наши расходы составят не меньше миллиарда. Я не понимаю, ради чего всё это. В Вильнюс по такой дороге будет добираться слишком далеко и дорого, не говоря уже о Берлине. Если только до Риги. Но стоит ли инвестировать миллиард, чтобы добраться до Риги за два часа вместо обычных четырёх? Постройте лучше на эти деньги нормальные шоссейные дороги до Нарвы, Тарту и Пярну.

Да, и в Таллинне много чего нужно построить. Например, Горхолл или социальные квартиры. Людям от этого больше пользы будет.

Удивительно, что мы продаём акции Tallinna Sadam – доходного предприятия, и теперь инвестируем в убыточный проект. При этом все говорят, что Rail Baltic – инфраструктурный проект, который не должен быть прибыльным. Не вижу логики!

Мы продаем прибыльные предприятия и вкладываемся в убыточные проекты.  Если смотреть на все калькуляции, то 90% нашего товаропотока идёт из России и Финляндии. Но ведь с ними у нас уже есть железнодорожное сообщение.

Меня возмущает, что в проекте Rail Baltic нет ни одного ответственного. Если что-то пойдёт не так,  то к ответственности призвать будет некого. Виновников будет не найти.

– Как отразятся на Эстонии накалившиеся торговые отношения между ЕС и США?

– Нам пора задуматься с кем мы: с Америкой или Европой. Для наших политиков настали непростые времена.

– Правильно ли то, что в результате всех этих перипетий экономическая составляющая оказалась на втором плане?

– У нас слишком много политики в экономике. Считаю оптимальной моделью для Эстонии – путь Финляндии. И не считаю зазорным, если мы будем тупо копировать этот опыт.

– Верным ли было решение бойкотировать «Северный поток-2»?

– Что было, то было. Эстония решила, что этот проект опасен для Балтийского моря. Но тогда зачем мы теперь прокладываем такую же трубу по дну моря в Финляндию под названием Balticconnector?

– Что произойдёт в ближайшем будущем с процентными ставками?

– Процентные ставки немного повысятся. Центробанк принял решение в Риге, что с начала года перестанет работать печатный станок ЕС. Но надо понимать, что Европейский центробанк – это словно племянник Италии, Франции или Испании. Кредитная нагрузка Франции и Испании – около 100% от ВВП. У Италии ещё выше. Так что процентные ставки даже при большом желании не смогут повыситься до 3-4%.

Резкого роста процентных ставок я не прогнозирую. А вот кризис может разразиться в любой момент. В Лондоне все финансисты говорят, что август – самый опасный месяц. В период отпусков у самых главных начальников сложно балансировать на финансовых рынках. Если в августе что-то случится на этих рынках, риск возникновения кризиса резко повысится.

Смотрите интервью в повторе!

Индрек Нейвельт в студии Postimees: чем отзовётся урезание евродотаций? За счёт чего будут жить наши чиновники? / Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia
Индрек Нейвельт в студии Postimees: чем отзовётся урезание евродотаций? За счёт чего будут жить наши чиновники? / Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia Фото: Pm
  • Как отразится на местном бизнесе сокращение бюджета ЕС? Чем отзовётся урезание дотаций?
  • Пострадает ли финансирование проекта Rail Baltic? Не придётся ли Эстонии платить ещё больше, чем предполагалось ранее?
  • Торговые отношения между Европой и США продолжают накаляться. К чему готовиться Эстонии?
  • Могут ли громкие скандалы в финансовом секторе вызвать уход банков из Эстонии?

 Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia

Наверх