Cообщи

Чрезвычайный саммит ЕС по беженцам: что стоит на кону?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Беженцы. Иллюстративное фото.
Беженцы. Иллюстративное фото. Фото: RODI SAID/REUTERS

В воскресенье, 24 июня, в Брюсселе пройдет внеочередной саммит ЕС по вопросам миграции. Помимо прочего, на нем может решиться и судьба канцлера ФРГ Ангелы Меркель, передает dw.com.

Ожидается, что в экстренном саммите ЕС по вопросам миграции, который пройдет 24 июня в Брюсселе, примут участие уже как минимум 16 стран. И их число продолжает расти. Встреча, на которую изначально планировали приехать лишь лидеры Германии, Франции, Италии и Греции, готовится стать весьма масштабным событием.

Между тем в Еврокомиссии подчеркивают, что приглашение принять участие в саммите распространяется на всех без исключения членов ЕС - намек, адресованный, в первую очередь, странам Вышеградской четверки, объявившим мероприятию бойкот. При этом главной темой саммита станет не их жесткий курс в отношении мигрантов, а поиск практических решений проблем, с которыми сталкиваются принимающие страны. В то же время стоит отметить, что чем больше стран примут участие в саммите, тем труднее им будет договориться.

Готова ли Италия принимать беженцев с территории Германии?

В сущности приглашение Еврокомиссии должно предоставить Ангеле Меркель  возможность провести неофициальные переговоры с итальянским правительством. Канцлеру ФРГ хотелось бы узнать, готов ли Рим принять мигрантов, которые уже были зарегистрированы по прибытии в Италию, однако затем добрались до австрийско-немецкой границы. В этом заключаются требование партнера партии Меркель по коалиции - Христианско-социального союза (ХСС), который возглавляет министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехофер. 

Спор между Меркель и Зеехофером разгорелся из-за того, что министр намерен закрыть немецкие границы для беженцев без документов или уже зарегистрированных в какой-либо другой стране ЕС. Меркель же считает, что такая мера противоречит европейским нормам предоставления убежища и немецкому законодательству, а также несправедлива по отношению к таким странам, как Греция и Италия.

Впрочем, для достижения своих целей Зеехоферу необходимо заручиться согласием Австрии и, прежде всего, Италии. Первая попытка это сделать уже потерпела крах.  В проекте итогового заявления саммита изначально говорилось о "гибком механизме возврата" мигрантов, направляющихся на север. Премьер-министра Италии Джузеппе Конте это привело в ярость: он даже угрожал не явиться на саммит. Канцлеру ФРГ пришлось его успокаивать и снимать документ с повестки дня. В то же время вопрос о том, каким образом она может положить конец политическому шантажу со стороны своего министра внутренних дел, пока остается открытым.

Одно из решений - центры по приему беженцев вне ЕС?

Идея о создании лагерей для беженцев в странах, не входящих в ЕС, витает в воздухе уже около 15 лет. Это всегда считалось невозможным - с точки зрения закона, реализации на практике и морали. Однако сейчас давление со стороны правых сил в Европе усилилось настолько, что такой вариант внезапно стал казаться спасительным решением. По сути это означает, что проблему миграции собираются переложить на плечи третьих стран: это как раз то, за что выступал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

"Мы должны сосредоточить наше внимание на вопросах, о которые мы способны договориться. В данный момент их два: во-первых, укрепление границ, а во-вторых наше давнее предложение открыть центры регистрации беженцев за пределами ЕС".

И действительно: по некоторым данным, Австрия и Дания уже начали неофициальные переговоры с Албанией о создании центра размещения мигрантов, которым отказано в убежище. Между тем в ЕС на официальном уровне обсуждается и идея создания так называемых "региональных платформ для высадки" беженцев вне территории Евросоюза. Предполагается, что в подобных центрах специалисты будут решать, какие мигранты могут претендовать на убежище в ЕС, а какие должны быть незамедлительно отправлены на родину. По каким критериям это будет оцениваться, пока неясно.

Еврокомиссия - против "залива Гуантанамо" для беженцев

Кризис в ЕС достиг такой глубины, что здесь с энтузиазмом воспринимаются даже крайне сомнительные решения. Еврокомиссар по внутренним делам и вопросам миграции Димитрис Аврамопулос выступает против подобных инициатив: "Я против создания "залива Гуантанамо" для беженцев, это противоречит нашим общеевропейским ценностям. Об этом не может быть и речи, мы это не обсуждаем и не предлагаем. Женевская конвенция (о беженцах - Ред.) по-прежнему жива и остается нашей путеводной звездой".

В то же время министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини на следующей неделе отправится с визитом в Ливию. Но даже если он выступит с инициативой создания там лагерей для беженцев, то не сможет гарантировать, что они будут содержаться в хороших условиях. Впрочем, похоже, что для Сальвини - члена правопопулистской партии "Лига" -  это не проблема. Недавно он назвал мигрантов, которые на лодках переправляются с побережья Ливии в Европу, "человеческим мясом".

Италия как камень преткновения

В то же время Германия - не единственная страна, которая стремится вынести вопрос миграции на общеевропейскую повестку дня. Новое итальянское правительство делает все возможное для эскалации ситуации. После того как Рим отказался принять спасательное судно Aquarius с 629 беженцами на борту, Маттео Сальвини закрыл порты республики еще для двух кораблей. Кроме того, итальянские власти намерены задерживать активистов частных благотворительных организаций и наложить арест на их судна, что помешает проведению спасательных операций.

Помимо нового итальянского правительства, сформированного партией евроскептиков "Лига" и популистским "Движением 5 звезд", частичную вину за происходящее несет и сам Евросоюз. Брюссель годами игнорировал требования Рима реформировать Дублинское соглашение, согласно которому рассматривать заявку о предоставлении убежища должна первая же страна ЕС, в которую въехал претендент.

В основу нового механизма распределения беженцев должна лечь индексация каждой страны ЕС в соответствии с ее размерами и экономической мощью. Если допустимые показатели будут превышаться, беженцев следует автоматически распределять в другие страны согласно квотам. Против нововведений выступают не только страны Вышеградской четверки: Германия и другие члены ЕС также долго блокировали и откладывали принятие такого решения. Теперь же в Брюсселе они сводят между собой политические счеты. Между тем реформа Дублинского соглашения откладывается еще на полгода.

На этом фоне на предстоящую встречу в Брюсселе не стоит возлагать слишком больших надежд. Эксперты полагают, что сначала нужно подготовить почву для двух-, трех- или многосторонних договоренностей в отдельных проблемных областях. Только после этого можно будет достичь общеевропейского консенсуса по ключевым вопросам. Что же касается того, удастся ли на саммите достичь достаточного прогресса для того, чтобы угодить баварскому партнеру Меркель по коалиции, то конечное решение все равно будет принято не в Брюсселе или Берлине, а в Мюнхене. А ведь еще недавно нельзя было даже предположить, что будущее Европы будет решаться в столице одной из немецких федеральных земель.

Наверх