Из свежего прогноза Банка Эстонии следует, что в этом году экономические показатели немного ниже предыдущих лет, передает Postimees.
Банк Эстонии: на смену очень хорошим временам приходят хорошие
По оценке Банка Эстонии, замедление экономического роста вполне естественно, поскольку у нас мало свободных производственных ресурсов, за счет которых возможен рост, а загрузка новых производственных мощностей идет сдержанно.
Увеличение занятости, которое стало возможным благодаря временному росту работоспособного населения, до сих пор помогало возмещать недостаток инвестиций.
Банк прогнозирует, что рост экономики в этом году составит 3,5 процента, тогда как в 2017 году он составлял 4,9 процента. В следующем году предполагаемый рост составит 3,6, а в 2020 замедлится до 2,5.
На снижение ВВП повлияло и то, что предприятия стали меньше инвестировать. Для иностранных инвесторов Эстония по-прежнему остается скорее непривлекательной страной.
Налоговая реформа Юри Ратаса не помогла предпринимателям
Банк Эстонии отмечает, что вступившее в начале этого года в силу увеличение не облагаемого налогом дохода до 500 евро не слишком помогло предпринимателям, поскольку давление на рост зарплат работников стабильно сильное. Это означает, что работодателям пришлось быстро увеличивать расходы по зарплате, хотя у большей части работников она с вычетом налогов и так выросла благодаря налоговым изменениям.
Банк отметил, что люди сдержанно использовали свое право на не облагаемый налогом доход. Для многих станет приятным сюрпризом, когда налоговый департамент начнет возвращать деньги на основании налоговой декларации весной следующего года. Президент Банка Эстонии Юло Каазик признает, что в этом году люди более консервативны и не использовали свое право налоговой свободы в полной мере.
При наблюдении за ростом зарплат с 2013 года, Банк обнаружил, что зарплата людей, которые получали до 500 евро, в минувшем году получили на десять процентов больше, рост заработанной платы людей, чей доход составляет до 1000 евро, получили восемь процентов, а те, кто зарабатывает больше 2000 евро – более шести процентов.
По словам Каазика, это означает, что те предприятия, на которых трудятся низкооплачиваемые работники, в дальнейшем будут испытывать большее давление. «Уже сейчас видно, что прибыль подобных предприятий снизилась», - сказал он.