Мировая пресса напряглась в ожидании встречи двух самых влиятельных и самых обсуждаемых политиков современности. Есть все предпосылки к тому, что Трамп и Путин не обманут этих ожиданий.
Путин - Трамп: если сильный с сильным лицом к лицу... (1)
Изредка место одного из них в лидирующей двойке масс-медиа отводят их китайскому коллеге, но каждый раз уже в следующей по времени версии рейтинговой таблицы статус-кво восстанавливается. Вообще-то лично я поселил бы Си Цзиньпина на высшей ступени «пьедестала почёта» пожизненно – по той простой причине, что в возглавляемой им стране, обладающей ядерным оружием, проживает четверть населения земного шара.
Но товарищ Си, в отличие от двух «вышеперечисленных» нацлидеров, предпочитает меньше светиться (суетиться?) и гораздо более предсказуем в своих поступках и речах, а потому менее занимателен для СМИ всех видов. Степень же влиятельности в рейтингах ведущих агентств исчисляется, главным образом, исходя из того, как часто тот или иной политик мелькает на экранах, мониторах и страницах, а также насколько скандальны или хотя бы неожиданны его выступления и действия.
А где статуя-то?!
Когда Дональд Трамп возглавил ведущую мировую державу, снобы от политики предрекали ему фиаско на международной арене, да и во внутренних делах успеха не сулили. Однако самый «возрастной» из вновь избранных президентов США оказался способным учеником, чем разочаровывает скептиков.
На сегодняшний день его главное достижение (и в этом он превзошёл всех своих предшественников за послевоенную историю) – это встреча с северокорейским вождём Ким Чен Ыном. И хотя абсолютное большинство аналитиков с показным пренебрежением высказываются в том смысле, что встреча эта носила чисто формально-символический характер и толку от неё – чуть, последовавшее за ней решение об отмене совместных американо-южнокорейских военных учений и ряд шагов меньшего размаха несколько поубавили пренебрежение к политическим способностям президента-бизнесмена. Сегодня в экспертном сообществе преобладает реакция, которую когда-то вызвал Дэвид Копперфильд, заставив «исчезнуть» статую Свободы. То есть, казалось бы, всё понятно: мы имеем дело с ловким фокусом, но всё-таки - статуя-то где?!
Комментируя возникшее замешательство, обозреватель The Independent Мэри Дежевски в номере издания от 29 июня делится с читателями: «Когда-то объявление о саммите лидеров двух мощных и непредсказуемых государств было бы встречено с облегчением, даже с надеждой. Но уже второй раз в этом году реакция на такие новости – по крайней мере, в большинстве западных стран – была практически противоположной. Когда президент США встречался с Ким Чен Ыном ранее в этом месяце, повсеместную обеспокоенность вызывало то, что Трампа могут хитростью заставить предать жизненно важные интересы США и Запада. Он этого не сделал. Те же самые предупреждения звучат сейчас, перед тем, как Трамп отправится на первый официальный саммит с Путиным в Хельсинки 16 июля, и это настолько же малообоснованно» (перевод Инопрессы).
Правда, не все эксперты так позитивно оценивают потенциал Трампа и особенно его способность переиграть Путина. Обозреватель The Washington Post Дэвид Игнатиус, в частности, считает: «Пока Путин движется в сторону арены саммита, стоит на секунду остановиться и оценить, как ловко он сыграл свою партию. Россия становится незаменимым балансировщиком в регионе (Ближнего Востока – В.И.), то есть играет роль, которую однажды с гордостью взяли на себя США. Россия как-то поддерживает хорошие отношения и с Ираном, и с Израилем. Она укрепляет связи с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. Она ведет переговоры с сирийскими курдами и их злейшими врагами в Турции... У Путина репутация отморозка из рядов бывших кагэбэшников, но его сирийская стратегия больше соответствует тонкой китайской заповеди: подчиняй врага без сражения с ним. Путин занял решающую позицию в Сирии минимальной ценой. И почтительный Трамп, похоже, готов подтвердить его победу» (перевод Инопрессы).
После Джомолунгмы остальные горы - мелочь
А между тем «почтительный Трамп», похоже, неплохо осваивает правила игры, а там, где они его не устраивают, – изобретает свои, хорошо приспосабливая их к реалиям.
Некоторые обозреватели, комментируя встречу США-КНДР в Сингапуре, вспоминают о ноябрьской поездке Трампа в Пекин, где он посетил «владыку Поднебесной» и, как писали когда-то в советской прессе, имел с ним продолжительную дружескую беседу.
Взаимосвязь вполне очевидная: прежде, чем встречаться с вассалом, неплохо бы пообщаться по этому поводу с сюзереном. И пусть мне срежут все пуговицы на рубашке, если при этом американский президент не прощупывал, и даже, подозреваю, не особо чинясь, не будет ли товарищ Си против договорённостей между КНДР и США и не поддержит ли он инициативы мистера Дональда в его миротворческой деятельности на Корейском полуострове. Так что после Пекина Трамп мог ехать в Сингапур со спокойной душой.
И что ему помешает после Хельсинки, где – что-то мне подсказывает – встречи и беседы с российским коллегой будут у него не менее продолжительными и дружескими, чем в Срединной империи, затем с такой же помпой махнуть если не в Дамаск, то хотя бы в расположенный неподалёку Дубай для рукопожатия с не менее, чем товарищ Ким, кровожадным диктатором? (Не стану называть его имя и страну, которую он возглавляет, дабы не вызвать преждевременного раздражения у бдительных стражей демократии и прав человека...) Фантастика? Но ведь ещё пару лет назад фантастикой казалась дружелюбная встреча руководителя страны-оплота свободного мира с главой государства-изгоя!
Практически все западные обозреватели, толкуя о новых инициативах Трампа на международной арене, сравнивают два саммита: США-КНДР (прошедший) и США-РФ (предстоящий). Тогда как логичнее было бы под таким углом рассматривать два других. Я имею в виду грядущий в Хельсинки и состоявшийся в Пекине. И неважно, что во втором случае конечная остановка была непосредственно в столице того государства, с главой которого и встречался президент США, а в первом место встречи – столица соседней с Россией страны (принцип – как в случае с товарищем Кимом). Внешние признаки не должны здесь определять суть событий.
Среди альпинистов бытует такое поверье: кто покорил Джомолунгму, тому другие вершины не страшны. В этом смысле Си Цзиньпин, конечно, пик первой величины. Но и Путин, как к нему ни относись, не равен Ким Чен Ыну. Уместнее сравнение с Председателем Си. И если путь к сердцу Кима лежит через Пекин, то путь к решению сирийской проблемы – через Москву, с промежуточной остановкой в Хельсинки. Что-то похожее уже было: диалог США-СССР, разрушивший образ Империи зла, начинался с «второстепенного» Рейкьявика…
Упал - отжался - поднялся!
У каждой сторон в этом саммите есть и свои, можно даже сказать, интимные цели.
О том, каковы они для Трампа, убедительно рассказывает журналист французской газеты La Croix Франсуа д'Алансон: «За несколько месяцев до промежуточных выборов в США Трамп хочет продемонстрировать образ полностью успешного президента, способного заключать двусторонние соглашения, благоприятные для Америки, со всеми лидерами планеты, каков бы ни был масштаб нерешенных споров».
Правда, остальному Западному миру эти амбиции могут стоить слишком дорого. Французский колумнист напоминает, что перед встречей с российским президентом Трамп примет участие в саммите НАТО в Брюсселе 11-12 июля, а затем, 13-14 июля, нанесет визит в Лондон. Невольно напрашивается аналогия с его визитом в канадский курорт Ла Мальбе, где тоже накануне его поездки в Сингапур проходил саммит Большой семерки и где Трамп отличился не шибко дипломатичным поведением и заявлениями.
«Американский президент выставляет напоказ свой скепсис в отношении Североатлантического альянса: он рассматривает НАТО как финансовое бремя», – сетует д'Алансон. И далее развивает свой тезис: «Европейские союзники опасаются того, что посредством односторонних уступок России Трамп усиленно прорабатывает вариант раскола в их альянсе. Непредсказуемый Дональд Трамп может, например, полностью или частично отменить американские санкции по Крыму, аннулировать намеченные на востоке Европы военные учения, отвести американские войска, развернутые в прибалтийских странах, или заблокировать приглашение о вхождении в члены НАТО для Республики Северная Македония» (перевод Инопрессы).
Все эти пророчества, если им суждено сбыться, стали бы для российского лидера тем самым «яичком», которое столь желанно «ко Христову дню». Как показывают результаты опроса общественного мнения, проведённого недавно Всероссийским Центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), рейтинг Путина после решения правительства повысить пенсионный возраст упал на пятнадцать (!) процентов, и какая-нибудь «небольшая победоносная война» ой как не повредила бы, чтобы его поднять!..