Вице-канцлер Министерства сельского хозяйства Андрес Оопкауп подтвердил, что государство продолжит прерванную судебную тяжбу с более чем 20 фирмами, чтобы те заплатили т.н. сахарный штраф на сумму 407 млн крон или 26 млн евро.
Сахарный штраф востребуют с бизнесменов
Сейчас эстонские суды находятся в ожидании предварительного решения Европейского суда, которое в феврале этого года запросил Госсуд Эстонии, рассматривая иск государства к фирме Pimix. Государство требует с Pimix 16,3 млн крон (1,04 млн евро) налога за складские запасы 550 тонн масла, заготовленного фирмой в мае 2004 года.
В мае 2004 года Эстония вошла в состав ЕС. В выполнение обязательств, взятых на себя по договору о присоединении, предприятия страны не должны были иметь крупных складских запасов продовольствия, так как это могло отразиться на конкуренции.
Поскольку больше всего было запасено сахара и Эстония была оштрафована за его излишние запасы, то общественности эта проблема известна в связи с т.н. сахарным штрафом.
Как сказал в конце минувшей недели Оопкауп, предварительное решение Европейского суда ожидается в конце этого или начале следующего года. Идет спор о том, должны ли были эстонские предприниматели знать, какие продукты были перечислены в постановлении о складских запасах.
Проблема в том, что Европейская комиссия не перевела постановление на эстонский язык. Эстонское государство пытается доказать, что цифры на эстонском и английском языке одинаковые, а продукты питания обозначены в постановлении не словами, каждый товар имеет только свой код.
«Спор идет о том, однозначно ли понятны цифры на эстонском и английском языке», — сказал Оопкауп.
Идет разбирательство
На днях стало известно, что попытки правительства сократить размер назначенного Эстонии сахарного штрафа не увенчались успехом. Европейский суд не примет к рассмотрению жалобу Эстонии на решение суда первой инстанции.
Эстония заплатила Евросоюзу 536 млн крон сахарного штрафа и 103 млн крон штрафа за излишки других продуктов. Государство пыталось доказать в Европейском суде, что около 200 млн крон штрафа были присуждены неправильно, так как часть сахара была скуплена населением.
Чтобы залатать брешь в госказне, Налоговый департамент, в свою очередь, требует плату за излишние складские запасы с бизнесменов. Разбирательство идет уже не первый год, в большинстве случаев государство проиграло суды, лишь в отношении Pimix Таллиннский окружной суд вынес решение в пользу государства.
Как заметил Оопкауп, разбирательство с сахарным штрафом следовало бы прекратить, поскольку госчиновники и адвокаты лишь зря теряют время. Но сделать это по собственной инициативе госчиновники не могут, нужно дождаться судебных решений.
Ждут решения Евросуда
Что касается того, как запасы сахара повлияли на рынок, то, как известно, сахар со дня подорожал в три раза. Оопкауп ранее отмечал, что налогоплательщики не обязаны оплачивать прибыль, полученную некоторыми предпринимателями.
«Предъявленное Налоговым департаментом к фирме Luterma требование заплатить за излишние запасы сахара неправомочно и безосновательно, прежде всего, по двум причинам», — сказал адвокат Леон Гликман.
«Во-первых, потому, что юридические акты, на основании которых были принято решение о взыскании денег, противоречат как Конституции Эстонии, так и праву ЕС. Во-вторых, потому, что по состоянию на 1 мая 2004 года у фирмы Luterma не было излишних складских запасов сахара», — продолжил адвокат.
Kalev — таково прежнее коммерческое название фирмы Luterma. Нынешняя конфетная фабрика Kalev имеет другое юридическое имя, и с нее государство не требует деньги за излишние запасы сахара. Несколько недель назад суд объявил Luterma банкротом.
Заплатить за более чем 80 тонн измельченного мяса птицы присудили и Ракверескому мясокомбинату. Как сказала директор комбината Анне Мере, мясокомбинат заплатил деньги, но оспорил требование в суде. В настоящее время разбирательство приостановлено в Таллиннском окружном суде.
Там же приостановлены и судебные разбирательства еще 21 предприятия. Только дело Pimix дошло до Госсуда. И государство, и бизнесмены ожидают предварительного решения Европейского суда.