Cообщи

Монголы идут на конфликт с Китаем

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Монгольские правозащитники выступают против военного порядка, устанавливаемого властями в китайском автономном районе Внут­ренняя Монголия.
Монгольские правозащитники выступают против военного порядка, устанавливаемого властями в китайском автономном районе Внут­ренняя Монголия. Фото: AP/Scanpix

Наряду с исповедующими буддизм тибетцами и уйгурами-мусульманами вызов властям Китая бросили и монголы, до сих пор относительно спокойно жившие с китайцами.

В старейшем автономном районе Китая — Внутренней Монголии, граничащей с Монгольской Республикой и Россией, который монголы называют Южной Монголией, между оставшимися в меньшинстве монголами и китайцами произошли крупнейшие за последние двадцать лет столкновения.

По сообщению Wall Street Journal, конфликт разгорелся после того, как в середине мая в течение пяти дней погибли два монгола, протестовавшие против загрязнения окружающей среды угледобывающей промышленностью. Оба монгола-пастуха погибли под колесами грузовиков, и, как считают монголы, их смерть не была случайной.

Акции протеста
По мнению многих монголов, добыча угля в этом районе, богатом не только углем, но и природным газом, и редкоземельными металлами, используемыми в автомобильной и электронной промышленности, губит их земли.

Сотни новых шахт, появившиеся в районе в последние годы, угрожают традиционному укладу жизни монголов-пастухов и их культуре.

«Это значит, что сюда приедет еще больше китайцев, которые потеснят монголов. Они уничтожат окружающую среду и расхитят наши природные богатства», — передает Financial Times слова одного из монголов-диссидентов, сказанные им монгольской организации Bayaguut в Нью-Йорке.
Хотя власти задержали лиц, подозреваемых в гибели монголов, и пытались утихомирить страсти, пообещав выяснить влияние шахт на окружающую среду, напряженность в регионе растет.
Участвующие в акциях протеста монголы вспоминают кровавые коммунистические эксперименты и культурную революцию, опасаясь, что в результате продолжающейся китаизации они окажутся в безвыходном положении.

Из 25-миллионного населения автономного района монголы составляют менее 20 процентов, в результате индустриализации китайское население постоянно увеличивается.
Большинство протестующих составляют студенты, которые, несмотря на запрет властей, без разрешения покинули студенческие городки.

«Мы хотим защитить окружающую среду и нашу традиционную культуру», — сказал один из студентов, пожелавший остаться неназванным. По его словам, влияние китайцев в районе уже столь велико, что монголы не чувствуют себя здесь как дома.

«Мы ощущаем себя загнанными в ловушку зверями», — передает New York Times слова другого студента, 20-летнего Сяо Миня, выступившего в защиту монголов и их культуры.

Защитить культуру
Как считает профессор Гонконгского университета Барри Саутман, основанием для протестов послужило стремление монголов защитить свою культуру. По словам Саутмана, нынешний конфликт в отличие от прежних носит национальный характер, так как шахтами руководят ханьцы (хань — самоназвание китайцев. — Ред.), и монголы считают себя ущемленными.

Власти, однако, говорят о заговоре, за которым стоят зарубежные организации беженцев. Под этим предлогом в районе усилены меры безопасности, задержаны десятки людей, блокирован доступ в Интернет.

«В Китае участились социальные конфликты, и районы, населенные национальными меньшинствами, не являются исключением. Инциденты не должны раздуваться и неверно истолковываться», — написало тесно связанное с компартией издание Global Times, отмечающее, что экономические претензии монголов нельзя сравнивать с выступлениями уйгуров и тибетцев.

Ключевые слова

Наверх