В развитии общечеловеческих ценностей нуждается все общество.
Каждому ребенку — заботливых взрослых
Во имя более светлого будущего детей мне хотелось бы изменить отношение к ним на всех уровнях — как в семье, которая является ценностью и находится под защитой государства, так и в ведомствах и институтах, имеющих отношение к детям.
Изменить мышление, чтобы при воспитании и защите детей мы понимали бы значимость профессиональной совместной работы и поверили в возможность принятия решений. Случаи жестокого обращения, когда биологические родители издевались и морили голодом своих маленьких детей, не должны повторяться.
На первичном уровне изменить отношение к детям и повысить степень ответственности должны родители детей, ближайшее их окружение, а также ведомства и институты, имеющие отношение к детям. Наряду с этим мы не должны забывать о тех моральных и социальных ценностях, в которых человек нуждается в обществе и которые общество ждет от человека: чуткость, участие, смелость.
Эти ценности важны не только для детей Эстонии, но и для развития общечеловеческих ценностей в целом, начиная от первичной ячейки общества — семьи и включая общественные и государственные структуры.
Общество жизнеспособно и может защитить детей только в том случае, если ценностью является сам человек, а безопасность и воспитание детей базируются на чуткости и хорошей организации. Ребенок — это и есть ценность, это самое дорогое, что мы имеем.
Позиция ребенка в эстонском обществе слабая, но точно таким же непрочным кажется и положение семьи в обществе. В Эстонии свыше 85 586 домохозяйств, в которых детей растит родитель-одиночка, из них большинство (свыше 65 0000) — матери-одиночки.
В 2006-2007 годах были расторгнуты около 2000 брачных союзов, в которых имелись совместные дети, что составляет 52-53 процента от общего числа разводов. Зачем вообще жениться и создавать семью!
Отношение к детям как субъектам по-прежнему остается, скорее, лишь на уровне разговоров, нежели акцептуется в поведении. На отношение к детям влияет и их положение в семье, и социальное положение семьи в обществе, и образование, а также социальные связи в нашей столь небольшой стране, что также имеет важное значение.
Государство по-прежнему выполняет обязанности за систему дошкольных и школьных учреждений, за медицинское обслуживание, чтобы учить, формировать, влиять и направлять — естественно, в форме диалога и сотрудничества — подрастающее поколение, чтобы дети выросли смелыми, способными к эмпатии, чтобы вовремя умели замечать опасность и не только могли избежать ее сами, но и помогли это сделать другим.
Проблема беззащитности детей в обществе во многом заключается в процессах, связанных с партнерством. Может ли ребенок — существо по сравнению со взрослым человеком более слабое и беспомощное, — стать партнером взрослому и рассчитывать на его защиту? Ребенок, родитель и семья должны занимать в обществе равную позицию.
Наше государство в обеспечении прав детей и в деле организации их защиты, благодаря канцлеру права и действиям Министерства социальных дел, более крепко встало на ноги, однако здесь еще есть над чем поработать. Количество мелких самоуправлений стало критически велико, а их возможности различаются очень сильно.
В местных самоуправлениях имеется 178 работников, которые занимаются вопросами защиты детей, однако только часть из них имеет специальное образование и подготовку, а более 70 000 детей в самоуправлениях до сих пор не имеют прямой поддержки со стороны таких работников.
Одним из вариантов решения является принятие нового Закона о защите детей. Дело в том, что Закон о защите детей был одним из первых, которые в 1992 году приняло молодое государство, и декларативно он до сих пор сохранялся в неизменном виде. Потребность в разработке нового закона диктует сама жизнь, и вне зависимости от нового закона нужны действия.
Укрепить ресурсы самоуправлений в защите детей можно только путем объединения и тесного сотрудничества в общине, с привлечением полиции, детских садов, молодежных центров, семейных врачей и других причастных сторон. Таким образом, руководителям маленьких соседствующих волостей, чтобы предупредить риски, нужно объединиться в распределении работы.
В 1990-е годы у Союза защиты детей были лозунг «Нет насилию» («Ei vägivallale!») и направление — осознание насилия, совершенного по отношению к детям, раскрытие сути и причин насилия, а также активизация деятельности по защите детей в обществе. Как показывают общие позиции, двадцать лет назад нужно было защитить ребенка от насилия и ограничить насилие по отношению к детям.
В то время общество удивилось тому, что дети подвергаются насилию столь широко, и руководители школ и сферы образования в целом объединились в круговую оборону, когда говорили о насилии в рамках семьи и школы.
Поддержка средств массовой информации в воздействии на общество и развитие общества настолько повысила сознательность населения, что и законодатели зафиксировали аспекты безопасности детей в статьях 44 и 58 Закона об основной школе и гимназии, чего прежде никогда не делалось. Кроме того, Министерство юстиции разработало «Программу развития по уменьшению насилия».
На примере превентивной работы по этой программе общество осознало недостатки и признало необходимость деятельности по предотвращению насилия, однако в детских садах до сих пор нет системы, четко регулирующей, что нужно делать при проявлении агрессии и в случаях насилия. И вновь в качестве важного ключевого вопроса встает образование родителя, роль и позиция учителя в этом процессе, а также важность академического и практического обучения учителей в сотрудничестве с детьми и родителями.
В общей позиции общества по вопросу о физическом наказании детей особых сдвигов не произошло. Это оборотная сторона медали, поскольку в скрытом виде ребенок все равно принадлежит родителю, а 38 процентов из них по-прежнему убеждены, что использование физического насилия как метода воспитания приемлемо.
Насилие — это социальное явление, и общество должно продолжать борьбу за ценности и детей, а также за равноправие женщин. В 2010 году Министерство социальных дел предприняло отважную попытку запретить физическое наказание детей, но она потерпела фиаско, поскольку общество не было готово принять эту норму ценностей настолько, чтобы ее можно было дополнительно зафиксировать в Законе о защите детей.
В 2000 году Союз защиты детей предложил новый лозунг — «Заметь ребенка» («Märka last»), цель которого состояла в том, что обратить внимание на ребенка, сообщить об окружающих его опасностях и в случае необходимости вмешаться.
Думаю, что на фоне нынешних инцидентов вполне уместно прозвучит новое воззвание — «Заботься о ребенке» («Hooli lapsest»), заботься о нем через семью, то есть береги семью и защищай ребенка.
Забота — это не просто участие, это умение указать родителю на проблему тогда, когда непосредственного кризиса еще нет, но изменения уже вызывают удивление.
И не важно, кто это сделает — воспитатель детского сада, школьный учитель, работник службы защиты детей или сосед. Но соседи и заботливая община могут сделать жизнь детей более безопасной только в том случае, если общество понимает, поддерживает и признает связанную с детьми ответственность.
Нередки и случаи, когда сосед сообщает о ребенке, подвергающемся опасности, а потом семья упрекает его во вмешательстве в семейные дела. Мол, это их дело, как они воспитывают детей, и пусть каждый сам занимается своей жизнью, поскольку поставленный в известность чиновник, например, не выполнил требования конфиденциальности, и распространившиеся слухи обернулись противостоянием.
Принимая во внимание фон всей этой истории, следует отметить определяющую и важную роль средств массовой информации как сторожевой собаки в деле защиты детей и их прав, а также необходимость продолжать информировать общественность, подогревая интерес к вопросам, связанным с детьми.
Для воспитания детей и сохранения общих ценностей нужны заботливые люди, а чтобы они формировались, нужна поддержка заботливого государства, в котором благополучие и развитие человека является самой главной ценностью.
Только заботливые взрослые могут вырастить заботливого ребенка. Так что, вот еще один призыв, которому должен следовать каждый: «Каждому ребенку — заботливых взрослых».