От живодера до преступника путь короткий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Братья наши меньшие, как и люди, имеют право на любовь, заботу и сострадание. Тот, кто жестоко обращается с животными, может поднять руку и на человека.
Братья наши меньшие, как и люди, имеют право на любовь, заботу и сострадание. Тот, кто жестоко обращается с животными, может поднять руку и на человека. Фото: Силле Аннук

Один жуткий случай за другим — не проходит недели, чтобы СМИ не рассказали очередную историю бесчеловечного обращения с животными. Кто они, мучители животных?

Глава Эстонского союза защиты животных Хейки Вальнер, в доме которого мирно уживаются кошка и собака, решительно встал на защиту братьев наших меньших пять лет назад, когда подобрал бездомного пса и пытался вылечить его, а заодно отыскать хозяина. К сожалению, собаку, брошенную хозяином, выходить не удалось.

По словам Вальнера, с каждым годом он все больше убеждается в том, каким чудовищем может быть человек. «Животные убивают, руководимые инстинктом и чувством голода. И только люди и дельфины убивают ради удовольствия», — говорит он. 

Среди тех, кто мучает животных, кого только нет, говорит Вальнер. Взять хотя бы первоклашек из Харьюмаа, которые облили котят горючей жидкостью и подожгли, сняли все это на мобильный телефон и выложили в Интернет.

«Они чувствовали себя героями, одноклассники зауважали их, — говорит Вальнер, встретившийся с мальчишками с глазу на глаз. — Вполне обычные ребята, из приличных семей, у всех навороченные мобильники. За этот поступок их никак не наказали, поскольку никому до этого дела не было».

Вспомнил Вальнер и давнюю жуткую историю, случившуюся на Сааремаа. Местные мальчишки поймали бродячую кошку, отрубили ей лапы, вспороли живот, а в довершение всего раздробили ей голову. «Им доставляло удовольствие мучить животное», — говорит Вальнер, добавляя, что сегодня эти ребята уже взрослые мужчины.

«Мне было интересно узнать, как сложилась их судьба. Зачинщик той истории, заводила и хулиган, склонный к насилию, имеет сегодня не одну судимость, на его счету даже убийство. С женой не живет, но терроризирует ее. Это не человек, я бы не хотел повстречаться с ним на темной улице», — сказал Вальнер.

Достойны презрения
По его словам, среди тех, кто мучает животных, хватает и асоциальных личностей. На свалке в Пяэскюла, еще до ее закрытия, за вкусные куски дрались не на жизнь, а на смерть обитатели свалки — люди и чайки.

А еще бомжи развлекались: ловили чаек и привязывали к лапам полиэтиленовые пакеты, которые во время полета раздувались, как парашюты. «Птицы теряли ориентацию и гибли, запутавшись в проводах», — говорит Вальнер, добавляя, что после этого он не испытывает особого сочувствия к «отверженным».

Ничуть не лучше асоциалов ведет себя порой и молодежь, которая не находит лучшего применения своим силам, как разбить окна, перевернуть павильон на остановке или повесить пару кошек.

Недавно суд оправдал женщину, которая собственную собаку довела до того, что ту заживо поедали черви. Между тем, эта женщина, державшая собаку на короткой цепи во дворе дома, пользовалась уважением в обществе.

Мать, учительница, выигравшая по конкурсу должность директора начальной школы в одной из волостей. Христианка, которая любит рассуждать о гуманизме и жизненных ценностях. «Этой лицемерной женщине наплевать на страдания животного.

В суд она явилась с Библией в руке, с крестиком на шее, не забыв взять с собой детей, чтобы смягчить судью. И еще позволяла себе делать иронические замечания в адрес защитников животных и детей!» — говорит Вальнер.

«Такие, как она, дос­тойны презрения. Эта история потрясла меня еще больше, чем случай на Сааремаа. И что характерно, эта женщина ни разу не поинтересовалась, что сталось с ее собакой, даже тем, во что обошлось ее лечение», — добавил он.

Многие живущие на селе люди относятся к домашним животным как к бессловесной скотине, участь которой предрешена. А раз так, то не имеет значения, в каких условиях содержится животное, ведь ему одна дорога — на стол! На деревне ко всему прочему соседи покрывают соседей, ведь все друг с другом связаны.

Еще одну довольно значительную группу мучителей составляют крайне самоуверенные мужчины, считающие, что все остальные, включая жену и детей, должны плясать под их дудку. «Они не морят животных голодом, но обращаются с ними очень жестко.

Животное постоянно испытывает страх, от него требует безусловного подчинения», — поясняет Вальнер, вспоминая картину, которую он наблюдал как-то в лесопарке в Хийу: хозяин призвал собаку к ноге в тот момент, когда та справляла нужду. За промедление на собаку обрушились побои. «Скорее всего, в семье, где живет эта собака, и к детям относятся так же», — предположил Вальнер.

 Отсутствие сострадания
По словам психиатра Юри Эннета, тех, кто мучает животных, лучше всего характеризует фраза «отсутствие чувства эмпатии», что выражается в отношении и к животным, и к людям. «Чаще всего такие люди страдали в детстве, и это сказалось на их поведении, — говорит психиатр. — Человек, бессознательно проецирующий садистское удовольствие на других людей, например, своих детей, несчастен в душе».

По его словам, понятия «болен» или «здоров» относительны, и поэтому в каждом отдельном случае нужно учитывать и состояние здоровья человека, и его культурный уровень, и принятые в обществе правила. «В какой-то мере можно откорректировать поведение с помощью лекарств, но формируется оно в результате воспитания, под влиянием примеров и целей.

К сожалению, в капиталистическом обществе эмпатия (умение сопереживать другим) находится на втором месте, а на первом — иные ценности, например, деньги», — говорит Эннет.
По его мнению, немаловажное значение имеет и вера. Но в нашем обществе, увы, вера оказывает слабое влияние на людей, и поэтому мало влияет на их поведение. Мы не верим, что все живое на Земле, включая комара, имеет душу.

Депутат парламента Андрес Анвельт, в прошлом глава Центральной криминальной полиции, разделяет мнение психиатра, что тот, кто жестоко обращается с животными, и на человека может поднять руку.

«Конечно, многое зависит от человека, от того, насколько развито у него чувство морали, способен ли он провести границу между животными и людьми.

В целом тех, кто мучает животных, характеризует склонность к насилию. Тот, кто издевается над кошками и собаками, не имеет внутреннего болевого порога», — сказал Анвельт, заметив, что знает по прежнему опыту работы, когда он занимался поимкой преступников, что от поджигания кошек во дворе до издевательств над людьми путь короткий.

По словам Анвельта, он подумывает о том, чтобы создать в парламенте группу поддержки защитников животных. «Многое можно было бы изменить. Я имею в виду не Пенитенциарный кодекс, а ответственность за домашних животных.

В Финляндии, например, владелец животного несет ответственность за него как за остальное имущество, к которому он обязан относиться по-хозяйски. Думаю, что в какой-то мере это дисциплинирует людей», — говорит он. Чувство безнаказанности, и равнодушие приводят к росту жестокости.

Хейки Вальнер, пытавшийся, по его словам, понять, откуда берутся жестокость и зло, лишь тяжело вздыхает. «Возможно, эта цена, которую приходятся платить людям за то, что мы все дальше отдаляемся от природы», — говорит он.

Ключевые слова

Наверх