Предложение министра обороны трудно воспринимать всерьез.
Генералы или солдаты
Министр обороны Март Лаар внес предложение сократить расходы на государственное управление на десять или более процентов. Иными словами, уменьшить количество чиновников и при этом повысить зарплаты оставшимся.
Несмотря на то, что найти аргументы против того, что эффективность госслужащих важно повышать, а расходы оптимизировать, все-таки не увидеть за этим предложением оттенок популизма сложно.
Дальнейшее повышение эффективности работы госаппарата очень существенно, однако относится к рядовой деятельности руководителей министерств и ведомств. Таким образом, предложение Лаара словно выражает заочное недоверие к руководителям госучреждений и сомнения в их способности организовать работу оптимально.
Меньше генералов и больше солдат — призывал министр внутренних дел Германии Томас де Майзер, приступив к радикальной реформе немецких сил обороны, в ходе которой среди прочего были резко сокращены руководящие структуры и штабы, в том числе количество работников и министерств, а вся цепочка руководства стала прозрачнее и эффективнее.
Однако Лаар готов в первую очередь идти на «простых солдат», то есть на сокращение чиновников.
Неверно будет намекать и на то, что в министерствах и ведомствах по-прежнему царит обстановка, по словам Лаара, двадцатилетней давности, когда он сам приступил к выполнению обязанностей премьер-министра в 1992 году («многие деловые и хорошие люди были вовлечены в ничегонеделанье под вывеской строительства государства», если процитировать мнение самого Лаара, высказанное на страницах газеты).
Более того, волна сокращений, которая прокатилась по Эстонии в период кризиса, затронула и госучреждения. Так, например, в Госканцелярии во время кризиса была сокращена почти треть работников. По окончании кризиса выступления с призывами о необходимости сокращений неизбежно выглядят популистскими.
Оттенок популизма усиливает также то обстоятельство, что именно министр обороны ищет пополнение в стане чиновников силового ведомства. Там, где есть возможность сэкономить таким образом, чтобы выполнение важных функций госструктур не пострадало, следует это делать — против этого принципа трудно спорить.
В этом смысле хорошее государство должно действовать как предприятие, относясь к необоснованным расходам с осторожностью.
Однако, в отличие от государства, при вынесении решений об экономии предприятие руководствуется необходимостью, а не популистскими целями. И не только потому, что для предприятия это было бы неразумно, а потому, что оно просто не может себе этого позволить.
Угроза новой волны сокращений, которая по сути не является обоснованной, вызвала бы среди работников недоверие к руководству, да и может отпугнуть квалифицированных специалистов.