Латвия ждет прихода Затлерса в политику

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В прошлую среду в Риге на массовое мероприятие «Похороны олигарха» собралось примерно 6000 человек.
В прошлую среду в Риге на массовое мероприятие «Похороны олигарха» собралось примерно 6000 человек. Фото: Reuters/ScanPix

Возбудивший процедуру роспуска Сейма Валдис Затлерс должен теперь сам окунуться в политику, причем его участие может сказаться на результате выборов, считают консервативные ­евродепутаты от Латвии.

Член считающейся националистической партией политического союза «Родине и cвободе/LNNK» Робертс Зиле заявил, что для него инициация Затлерсом процесса рос­пуска парламента не стала неожиданностью.

По словам Зиле, можно было догадаться, о чем хочет сказать президент, уже после того, когда Сейм не лишил Айнарса Шлезиньша неприкосновенности и Затлерс сообщил, что хочет сделать внеочередное заявление по телевидению. Было только две возможности: либо инициировать процесс роспуска Сейма, либо сообщить, что не хочет быть переизбранным таким парламентом, сообщил евродепутат.

Евродепутаты Кришьянис Кариньш и Сандра Калниете, которые, как и премьер Валдис Добровскис, являются членами объединения «Единство», сказали, что для них поступок Затлерса стал приятной неожиданностью.

Результаты не предсказать
«Латыши часто спрашивают, в чем разница между нами и эстонцами? Почему Эстония по многим показателям впереди нас? — говорит Кариньш. — По-моему ответ очень прост: в результате приватизации бывшая госсобственность досталась большой части общества. В Латвии большая часть приватизированного досталась очень узкому кругу лиц».

«К сожалению, очень большая часть из них была заинтересована в политике, чтобы продвигать свои коммерческие интересы, и создало то, что мы называем олигархией», — продолжил он.
Kaриньш напомнил, что когда в 2002 году он вместе с только что созданной партией «Новое время» пришел в политику, то их партия получила 26 депутатских мандатов. По словам Кариньша, это означало, что при голосовании в Сейме по воп­росам борьбы с коррупцией за было 26 голосов, а все остальные были против.

«Теперь мы дошли до того, что при голосовании по важному вопросу свободы допуска Департамента по борьбе с коррупцией до одного депутата-олигарха мы получили свыше 40 голосов за», — оптимистически заметил он.

«Тенденция такова, что с каждым избирательным цик­лом у нас все больше политиков демократической оппозиции и меньше депутатов, имеющих коммерческие интересы, — признал Кариньш. — Мы еще не преодолели барьер. И Затлерс дал возможность ускорить этот процесс, а не ждать еще три года».

Однако Kaлниете боится, что настрой избирателей не очень заметно изменился. «Самым популярным политиком является ­Айварс Лембергис (руководитель Союза зеленых и крестьян. — Ред.), которого обвиняют в преступлениях, коррупции и нарушениях закона, — заметила Калниете. — Несмотря на это, его считают лучшим кандидатом в президенты, лучшим кандидатом в премьер-министры и вообще лучшим кандидатом для всего».

«В общественных дебатах чаще всего звучит такой довод: да, он ворует, но и дает другим, эдакий современный Робин Гуд, — продолжила Калниете. — Это показывает, что с понятиями доб­ра и зла у народа Латвии серьез­ные проблемы».

В качестве основных причин бед жителей Латвии Сандра Kaлниете говорит о двух: во-первых, они более эмоциональны и не всегда принимают прагматичные решения, и, во-вторых, в Латвии гораздо больший раскол по национальностям».

«В принципе после последних выборов избиратели разделились на три группы: те, что голосуют за прорусские партии; те, кто голосует за партии крепкой руки, т.е. тех, кто занимается бизнесом, ворует, но «делится», и третья группа, которая голосует за правовое государство и честное управление, которая в определенном смысле основана на идеалистических взглядах», — считает она.

Как Kaлниете и Зиле, так и Кариньш уверены, что на референдуме, намеченном на 23 июля, жители Латвии проголосуют за роспуск Сейма.

А вот результаты выборов они предсказать не берутся. «Многое будет зависеть от того, что теперь сделает Затлерс», — замечает Робертс Зиле, который считает, что на уходящем президенте практически лежит обязанность активно окунуться в политику, предположительно в рядах «Единства» или своей новой партии.

«Просто так уйти он не может. В противном случае разочарование общественности будет даже больше, чем до его заявления, и он стал бы тем, кого обвиняют, — считает Зиле. — Сейчас Затлерс очень популярен в стране, и это может привести к каким-то изменениям».

Kaлниете считает, что после истечения мандата в июле у Затлерса будет неделя, чтобы сообщить о своем решении участвовать в политике.

Kaриньш и Kaлниете считают, что, поскольку их партия у власти, а положение в экономике по-прежнему тяжелое, то «Единство» может потерять часть электората.

Как Kaриньш, так и Зиле полагают, что хотя для них важен результат собственной партии, они будут считать выборы удавшимися только тогда, когда возрастет сумма голосов поданных за «Единство» и националистов, поскольку это единственные силы, которые голосуют за борьбу с коррупцией.

Связанный с олигархами политический союз «За лучшую Латвию» они больше ключевым игроком не считают. «Существует такая возможность, что им вообще не удастся превзойти пятипроцентный барьер», — предполагает Кришьянис Кариньш.

Под большим знаком вопроса стоит судьба Союза зеленых и крестьян и Лембергиса. «Ему предъявлены очень серьезные уголовные обвинения как в Латвии, так и в Великобритании, — замечает Кариньш. — Но его электорат, как кажется со стороны, этим вообще не озабочен».

Гигантский шаг назад
«Я уверен, что если бы Лембергиса уличили в краже куска сыра, то его репутация рухнула тут же, — уверена Калниете. — Но поскольку он занимается миллионами, что превышает уровень восприятия обычных граждан, и поскольку он также и делится своим богатством с другими, то реноме у него высокое».

Вспоминая, как его партия прошлой осенью вступила в коалицию с Союзом зеленых и крестьян, Кариньш признал, что единственной альтернативой ему была коа­лиция с «Центром согласия». «Единству» приходится считаться с тем, что союзник поддерживает лишь его экономическую политику, но не борьбу с коррупцией.
«Проблема «Центра согласия» заключается в том, что он связан с «Единой Россией» Владимира Путина и эта партия имеет фундаментально другое представление о том, где должно быть наше государство, — констатирует Кариньш. — Там много политиков, которые даже не говорят по-латышски, так с чего им хотеть, чтобы наше государство стало европейским, они хотят, чтобы оно было как Россия, но лучше».

На вопрос о том, что евродепутат думает о президентских выборах, Кариньш ответил: «Это был гигантский шаг назад. Как и Лембергис он (избранный президентом Андрис Берзиньш. — Ред.) был партийным функционером, который отвечал за Валмиеру, как Лембергис за Вентспилс».

Кариньш говорит, что он не сомневается в том, что мировоззрение у него скорей европейское, чем промосковское, но его беспокоит то, что в своих выступлениях новый глава государства продолжает выставлять ЕС в плохом свете, утверждая, что реальные интересы Латвии находятся на востоке.

«Я побаиваюсь, что у него будут проблемы в сотрудничестве с европейскими коллегами, поскольку он просто не понимает их, — говорит Кариньш.- Он гость из прошлого, он не будущее».

Одновременно Кариньш заметил, что новый глава государства еще может позитивно удивить, ведь Затлерса сделали президентом имеющие коммерческие интересы политики, но он быстро от них дистанцировался.

Ожидание, что избранный президент в состоянии и удивить, выражает и Калниене, которая знает Берзиньша еще со времени перестройки, когда тот, будучи депутатом от Народного фронта, голосовал в Верховном совете за независимость Латвии.

«В решающие моменты он принимал разумные и самостоятельные решения, — напомнила Калниете. — Теперь у него будет доступ практически ко всей информации служб безопасности, что может значительно повлиять на его нынешнее отношение.

В предвыборный период и на своей первой пресс-конференции он заявил, что вообще сомневается, что в Латвии есть олигархи. Теперь он сможет сам увидеть, так это или нет, и будет вынужден выработать свою позицию по этому вопросу».

Никто из евродепутатов от либерального «Латвийского пути» и социал-демократов из «Центра согласия» не отозвались на просьбу дать интервью Рostimees.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх