Рост продаж — как символ улучшения уровня жизни?
Куски колбасы стали толще
Рост внутреннего потребления означает для страны, что произведенные в государстве богатства оседают в десятках и сотнях кошельков.
Так, за каждую съеденную гриль-колбаску что-то отстегивается продавцу магазина, водителю, посреднику, производителям продукции, хозяину хутора, его батраку, продавцу трактора, банкиру, подготовившему бумаги на получение кредита, и еще многим другим гражданам. Кому-то — больше, кому-то — меньше.
Мы пока, правда, вовсе не так уверены в том, что и на нашу улицу пришел праздник для того, чтобы остаться.
Однако статистические данные в целом вселяют оптимизм.
Рост эстонского экспорта был феноменальным. По сравнению с апрелем прошлого года — на 60 процентов! Экономический рост в первом квартале, по данным Департамента статистики, составил 8,5 процента. Конечно, это на фоне тех печальных обстоятельств, когда предыдущие годы принесли нам жесточайший спад.
А цены растут. Индекс потребительских цен в мае был на 5,4 процента выше, чем год назад. И все же средняя брутто-зарплата также выросла, и, по сравнению с самыми трудными временами, безработица уменьшилась, а количество работающих возросло.
Но, тем не менее, на нынешнюю среднюю брутто-зарплату сейчас можно купить меньше товаров, чем на пике бума — реальная зарплата снизилась.
Относительно первых трех месяцев этого года мы можем сказать, что объемы розничной торговли хоть и выросли, в секторе продуктовой торговли по-прежнему наблюдается небольшой спад. При этом к нашему, потребителей, огорчению выросла стоимость продуктовой корзины.
Когда мясопромышленники говорят о том, что их продажи мощно возросли и у них есть все основания повышать цены, не знаешь, смеяться или плакать. Если действительно относиться к растущим показателям продаж как к символу улучшения уровня жизни, а не просто как к знаку начала гриль-сезона, то мы могли бы вместе с мясниками порадоваться, несмотря на то что поводов для радости от роста цен у нас, как потребителей, нет ни малейших.
Нет причин радоваться не только как потребителям, но и как гражданам, и как участникам экономических процессов в целом. Слишком быстрый рост цен на внутреннем рынке вновь снизит конкурентоспособность Эстонии, уменьшив успешность экспортеров, которая была достигнута на зарубежных рынках.
Кроме того, рост инфляции больнее всего бьет по самым слабым.
Таким образом, те, кто любит вечерами пожарить с друзьями гриль-колбаски, вносят свою лепту в соблюдение баланса между жизнеспособностью экономики и опасностью раздувания «колбасного бума». А работать все равно предстоит и дальше.