Министерство образования готово изменить закон, чтобы не допустить следующей весной повторения возникшей в Таллинне неразберихи с поступлением детей в 1-й класс и обеспечить каждому ребенку место в ближайшей от его дома школе.
Тестирование первоклашек обещают отменить
В понедельник Министерство образования собрало в своем таллиннском представительстве ученых и школьных психологов, чтобы обсудить, какие могут быть варианты приема детей в 1-й класс.
«Мы пообещали сделать все, чтобы вся эта чепуха, которая имела место в Таллинне, в будущем году уже не повторилась», — сказал вице-канцлер министерства Калле Кюттис, по словам которого, к августу министерство получит правовую оценку канцлера права относительно того, нарушил Таллинн Закон об основной школе и гимназии или нет.
«Если выяснится, что все было юридически правильно, то закон надо будет изменить, чтобы ребенок и его родители могли спокойно готовиться к школе. Если же окажется, что Таллинн нарушил закон, мы протянем столице руку помощи, чтобы найти лучшее решение», — сказал Кюттис.
Что умеет дошколенок?
По словам Кюттиса, очевидно, что в будущем году в столице не может быть таких же тотальных вступительных школьных тестов, как в этом году. При этом он уточнил, что это не значит, будто детей вообще не стоит тестировать из соображений, что это якобы ни о чем не говорит.
«Психологическое тестирование в этом возрасте вполне допустимо, но его цель должна быть совсем другой, направленной на оказание поддержки ребенку. Да и методика должна быть совсем иной», — отметил он.
Участвовавшая в круглом столе председатель объединения школьных психологов Трийн Кахре отметила, что в школьном тестировании акцент делается на академических навыках, таких как письмо, чтение и счет. «Но ведь имеются еще и социальные навыки и другие важные аспекты готовности к школе, на которые следует обращать внимание. Мы не говорим о подготовке к школе, только о школьном тестировании — и это разные вещи».
Кахре напомнила, что в детских садах для детей 6-7 лет существует программа начального образования, но для некоторых школ этого оказывается недостаточно. По ее словам, от детей требуют знаний, которые приобретаются во 2-м классе или даже позже.
И.о. заведующего аналитическим отделом министерства Тийна Аннус, изучив практику других стран, а также результаты мониторинга Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), пришла к выводу, что ни в одной другой стране в муниципальных школах — в Эстонии таких школ большинство — не проводятся какие-то тесты при поступлении в 1-й класс.
Согласно Закону об основной школе и гимназии, детсады начиная с этого года должны выдавать детям карту готовности к школе.
«Это новое дело и данный ресурс пока еще не задействован, но это может стать для школы источником информации, чтобы можно было помочь ребенку адаптироваться к школе», — пояснил вице-канцлер Кюттис.
Аннус отметила, что в Эстонии не ребенок и родители выбирают школу, но сами школы выбирают детей. «Это показывает, что представления о школе перевернуты с ног на голову. Таким образом мы получим гомогенные школы с детьми, имеющими одинаковые способности, но мы должны предоставить всем детям равные возможности».
Модель общества
Отбор детей по некоторому общему уровню Кюттис считает тактически правильным с точки зрения школ, однако в стратегическом отношении правильнее было бы, если бы класс стал моделью общества, в которой вместе обучались бы дети с разными способностями.
По словам Аннус, в других странах при выборе школы более важную роль играет региональный фактор или предпочтение родителей.
«В Америке некоторые родители отдают детей именно в такие школы, где обучаются самые разные дети, чтобы их ребенок был лучше подготовлен к последующей жизни и умел хорошо ладить с разными людьми», — приводит она пример.