Ошарашенные инициативой роспуска Сейма политические партии Латвии не располагают средствами на рекламу, поэтому на сей раз им, может быть, придется говорить о своих идеях, — надеются аналитики.
Затлерс шокировал партии Латвии
По мнению побеседовавших с Postimees аналитиков, именно слово «шок» наиболее точно характеризует продолжающуюся реакцию партий на высказанное президентом Затлерсом пару недель назад намерение распустить Сейм. Хотя новые выборы кажутся уже неизбежными, избирательные кампании еще не начаты.
По словам парламентского корреспондента Латышского радио Лауры Дреймане, партии совершенно не готовы к новым выборам и их кошельки не просто совершенно пусты, но на них висят с прошлой осени, а в некоторых случаях и за пятилетний срок долги за предыдущие выборы, достигающие иногда миллионов лат.
«Некоторые люди утверждают, что эти выборы будут первыми, на которых мы действительно увидим, что же на самом деле думают политики — денег у них больше нет, поэтому они должны будут пойти к людям и рассказать им о своих идеях, а не просто демонстрировать рекламу своих достоинств», — отмечает Дреймане.
Результат предсказуем
В том, что назначенный на 23 июля референдум выскажется за роспуск Сейма, сомневаться не приходится.
Во-первых, число участников в объявленном президентом референдуме уже не будет иметь значения. Достаточно, если к избирательной урне придет три человека, двое из которых скажут «да» и один «нет».
Во-вторых, Сейм не популярен среди латышей. Директор по политическим исследованиям центра изучения общественного мнения SKDS Иева Строде демонстрирует диаграмму, свидетельствующую о том, что удельный вес сторонников парламента на протяжении долгих лет и многих составов Сейма остается в пределах 10-15 процентов.
Таблица показывает, что даже сразу же после завершения прошлогодних выборов доверие к Сейму выражало лишь 13-14 процентов электората. «Народ не доверял парламенту даже тогда, когда он получил новый парламент», — констатирует Строде.
«Инцидент с Айнарсом Шлесерсом (за ним была оставлена депутатская неприкосновенность. — Ред.) был отнюдь не единственным раздражающим людей фактором, данная тенденция ощущалась давно, — отмечает Строде. — Поначалу Валдису Затлерсу доверяли больше, чем среднему политику, но в последнее время его рейтинг тоже падает. Первым протестом, видимо, будет референдум, на котором народ проголосует за роспуск парламента».
Еще больший интерес вызывает день 8 июля, когда сложивший с себя полномочия главы государства Затлерс должен будет сообщить свое решение по поводу дальнейшего участия в политике. «Ходят слухи, что он создаст новую партию, — сообщает Дреймане. — Но я сомневаюсь в этом, поскольку времени на то, чтобы найти кандидатов по всем округам, остается слишком мало. Скорей он найдет себе место в какой-нибудь уже существующей партии».
Строде полагает, что сейчас Затлерс просто взял время на размышление и даже сам пока точно не знает, что делать дальше. «Прежде он не был особо активен в политике, и я не уверена, что он хочет на это пойти. Может быть, он ощущает моральный долг», — предполагает она.
«В одном из своих недавних интервью Затлерс заявил, что единственной целью «Единства» была победа на выборах. Они победили, но не знали, что делать дальше, — вспоминает Строде. — Естественно, мы должны выполнять свои международные обязательства, сотрудничать с МВФ. Но видит ли общественность, что жизнь улучшается? Нет. Инфляция растет, безработица по-прежнему высокая».
«Затлерс знал, что его не переизберут вновь, — считает Строде. — Поэтому это был последний шанс. Наверное, многие политики рассердились, но я не уверена, что он мог бы получить их голоса и при ином раскладе».
Дреймане считает вполне возможным, что на осенних выборах заявит о себе новая сила — Союз региональных партий. «Самые недовольные правительством люди сейчас находятся вне Риги. Они думают, что в столице никто не знает, о чем говорит остальной народ», — поясняет она.
Второй шанс Затлерса
По этой причине, по ее словам, люди покидают крупные партии — «Единство», Народную партию, Союз зеленых и крестьян (ZZS) и создают небольшие региональные партии, а также рассматривают возможность создания их союза.
«Если это случится, то, разумеется, многие проголосовали бы за такой союз, поскольку в него вошли бы люди, о которых они слышат каждый день, а не какие-то там люди из Риги», — предрекает Дреймане. Она считает вторым шансом Затлерса, которого уже пригласило в свои ряды «Единство», войти в список союза региональных партий.
По словам Строде, появление новой политической силы было бы крайне необходимо. «Если это будут абсолютно те же самые партии и политики, не появится никакой новой перспективы, естественно, что может возникнуть определенная апатия», — прогнозирует она.
«По-моему, нет сомнений, что «Единство» потеряет больше всех, — полагает Дреймане. — За эти месяцы они продемонстрировали, что сделали немного».
По словам Дреймане, на прошлых выборах латыши избрали Домбровскиса потому, что он показался им честным человеком, но теперь кажется, что этот честный человек не способен пресечь непрерывную драку внутри своего политического блока.
Одно из невыполненных обещаний касается того, что после выборов три входящие в «Единство» партии сольются в одну.
Представитель работающего в Риге Центра политических исследований Восточной Европы (CEEPS) Андис Кудорс считает, что правительство Домбровскиса и «Единства» проделало хорошую работу, чтобы вывести Латвию из кризиса. Но и он считает, что этот блок, вероятно, будет терять мандаты.
«Если Затлерс вступит в «Единство», это будет для него исключительно хорошо, и партия даже получит дополнительные голоса», — предполагает Кудорс.
Вторым проигравшим, вероятно, станет блок двух олигархов Андриса Шкеле и Айнарса Шлесерса «За хорошую Латвию» (PLL), который, видимо, не станет участвовать в выборах. С одной стороны, по причине того, что у них еще имеются долги за позапрошлые выборы.
А с другой, по мнению Дреймане, еще и потому, что, будучи прагматиком, Шкеле видит, что на сей раз главной темой выборов будет справедливость, и тут им придется не высовываться.
«Победителей будет двое — одним станет националистическая партия «Все для Латвии» и Союз «Отечеству и свободе» /LNNK (VL-TB/LNNK), поскольку они очень националистичны и все время находились в оппозиции, оставаясь очень активными», — прогнозирует Дреймане.
Ситуация изменилась
«До сих пор «Единство» было для них конкурентом, но идущая внутри него борьба заставит наиболее националистическую часть покинуть его ряды, им не нравится, что «Единство» ведет речь о создании следующего правительства вместе с Центром согласия, и они перейдут к националистам», — поясняет Дреймане.
По словам Кудорса, прежде против националистов было то, что некоторые их представители вели себя как настоящие популисты: они опускались в Сейме до крика, и их работа там выглядела несерьезно. «Людям, в мыслях которых национальная идея присутствовала более сдержанно, было стыдно за них голосовать», — поясняет он.
Сейчас ситуация изменилась, крикуны покинули парламент и новый молодой лидер VL-TB/LNNK получивший образование политолога в Латвийском университете Райвис Дзинтарс умеет себя держать и говорить.
«Вторым является, разумеется, Центр согласия, который сейчас может впервые сказать, что, может быть, войдет в состав следующего правительства, — продолжает Дреймане. — Теперь, когда, националисты покидают «Единство», в его рядах в основном остаются люди, считающие, что с Центром согласия можно сотрудничать».
«Всегда вопрос упирается в ZZS», — считает Кудорс. По его оценке, существует шанс, что до сих пор занимавший пост мэра Вентспилса серый кардинал ZZS Айварс Лембергс на сей раз будет действительно баллотироваться в парламент, поскольку, будучи фигурантом нескольких уголовных дел, нуждается в депутатской неприкосновенности.
«При этом интересно, что сейчас ведется дискуссия о лишении членов парламента депутатской неприкосновенности. Если это случится, пребывание в парламенте потеряет для Лембергса смысл», — отмечает Кудорс.
«Прозвучала интересная рекомендация предоставить Лембергсу амнистию: пообещать, что его не будут судить, если он будет держаться подальше от политики», — говорит Кудорс.
Если Дреймане надеется, что дефицит средств заставит политиков больше говорить о своих идеях, то Строде остается по этому вопросу скептичной.
По ее словам, латыши скорей выбирают людей, а не идеологию, поэтому даже сами политики не знают, на какое голосование им предоставлен мандат — на повышение или снижение налогов, на развитие социальной политики или чего-то еще.