Яак Кильми: Иисус живет в Сибири

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Таким необычным образом президент ММКФ Никита Михалков благодарит председателя жюри кинофестиваля Джеральдину Чаплин.
Таким необычным образом президент ММКФ Никита Михалков благодарит председателя жюри кинофестиваля Джеральдину Чаплин. Фото: RIA Novosti / SCANPIX

Несомненный интерес на Московском международном кинофестивале (ММКФ) представили новые веяния в российском кинематографе, и одна из самых любопытных дополнительных программ — это «Свободная мысль».



Впервые нынче свою конкурсную программу получило в Москве документальное кино. Именно об этом — о документальных лентах и о новинках российского кино — мы в основном и поговорим.

Афганистан не забыть

Из всех документальных фильмов особо выделяют­ся картины Данфунга Денниса «В ад и обратно» и Лиз Гарбус «Бобби Фишер против остального мира».

Первый повествует об Афганистане и од­ном из американских морских пехотинцев, который, получив ранение в борьбе с талибами, превратился в инвалида. Речь идет о мучительном процессе ­реа­билитации дома молодого парня, когда Афганистан напоминает о себе вновь и вновь. И не только физическими страданиями и болью, но и разрывающими обычную жизнь воспоминаниями с полей сражений.
Мы вновь оказываемся в мире, в котором некоторые из нас — в том числе и из мирной Эстонии — на своей собственной шкуре испытали, что такое современные военные будни.

Картины, посвященные этой тематике, отнюдь не исчерпываются работой Денниса «В ад и обратно», однако даже на общем фоне этот фильм выделяется, свидетельством чему и стала награда ММКФ за лучший документальный фильм.

Фильм о Бобби Фишере я смотрел с определенным предубеждением. Вроде как американский фастфуд. Конечно, фильм Гарбус, несомненно, таковым и является, но он сделан достаточно профессионально, чтобы привлечь внимание на общем фоне. Как, разумеется, и сам материал!

Шахматы — спорт и политика, и тут, и там рокировки. Вдобавок еще столь экстравагантная фигура, как Бобби Фишер.

Особый интерес фильму придает и то обстоятельство, что состоявшийся в Рейкьявике исторический матч Фишер-Спасский известен нам в интерпретации советской пропаганды. Фильм Гарбус демонстрирует нам те же события, показанные с другой стороны «железного занавеса». С точки зрения США у этого шахматного матча в эпоху «холодной войны» присутствовала очевидная политическая подоплека.

Датский кинематографист Майкл Мадсен обнаружил в Финляндии место, в которое свозят радиоактивные отходы жизнедеятельности современного человека. По крайней мере, на 100 000 лет, поскольку именно через это время они станут безопасными для окружающей жизни.

Жизнь без точки опоры

Хранилище, вырубленное глубоко в недрах скал, является своего рода обращением к будущим поколениям. И все-таки фильм Мадсена «В вечность» не использует всех скрытых в материале возможностей, результат получился скромнее, чем это было возможно.

Из всех увиденных мной последних российских фильмов особого внимания достойна стильная черно-белая картина Николая Хомерики «Сердца бумеранг». Новая работа Хомерики («977» и «Сказка о темноте») повествует о зыбкости современной жизни.

Работающий в метро Костя вдруг узнает, что у него больное сердце. Нет, ничего страшного вроде бы не происходит, он ничем не отличается от здоровых людей. Просто сердце едва перешагнувшего двадцатилетний рубеж Кости может в любой момент остановиться.

Существует немало фильмов, главные герои которых узнают о том, что они смертельно больны. В отличие от своих многочисленных предшественников, герой Хомерики по имени Костя не предпринимает в своей жизни никаких решительных шагов, он не пытается спасти мир и не пытается его взорвать.

Наблюдая за окружающей жизнью, Костя все-таки предается различным размышлениям. Ведь на самом деле жизнь даже совершенно здоровых людей может оборваться в любой момент. Тем более бессмысленной представляется окружающая суета. Увы, Костя так и не находит столь необходимую в жизни точку опоры.

«Третий возраст»

Из всевозможных специальных программ стоит упомянуть образовавшуюся в последний момент ретроспективу фильмов венгра Белла Тарра и впервые организованную программу «Третий возраст».
По сути, киноиндустрия (как и все прочие отрасли промышленности) сделала свою ставку на молодых. А тем временем население развитых стран все продолжает стареть. Программа «Третий возраст» на свой лад попыталась осмыслить потребности и возможности, обусловленные этим новым обстоятельством.

В первый же день своего пребывания в Москве посмотрев фильм литовца ­Сау­люса Друнга «Анархия в Жирмунае», я подумал, что в сравнении с ним нам не стоит стыдиться своих фильмов. В конце же фестиваля выяснилось, что «Анархия» даже удостоилась премии.

Свои новые проекты в Москву привезли режиссеры Яак Кильми и Арбо Таммиксаар. Их фильм «Иисус живет в Сибири» — это документальная лента о ­мос­ковском бизнесмене Александре, который решает начать новую жизнь и перебраться в сибирскую тайгу.

А почему бы и нет! Разве предвещавший близкий закат Европы Шпенглер не утверждал, что шанс на появление новой культуры имеется именно в Сибири?

Фильм Яака Кильми был представлен на форуме копродукции, прошедшего в рамках Московского кинофестиваля. Этот форум  —Moscow Business Square — становится частью деловой программы ММКФ уже в третий раз, и на участие в нем было подано 80 заявок, их которых комитет экспертов отобрал лишь 18.

Важнейшие награды ММКФ
• Главный приз фестиваля «Золотой Георгий» получил фильм «Волны», режиссер Алберто Морайс, Испания.
• Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» — фильм «Шапито-шоу», режиссер Сергей Лобан.
• Приз «Серебряный Георгий» за лучший фильм в конкурсной программе «Перспективы» — «Анархия в Жирмунае», режиссер Саулюс Друнга.
• Приз «Серебряный Георгий» за лучший документальный фильм — «В ад и обратно», режиссер Данфунг Деннис.
• Приз киножурналистов ФИПРЕССИ получил фильм «Волны», режиссер Алберто Морайс, Испания.

Наверх