Яанус Рохумаа: Наша беда — отсутствие веры

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
По мнению театрального режиссера и руководителя проекта «Таллинн — культурная столица Европы» Яануса Рохумаа, программа мероприятий отражает нынешнее состояние культуры.
По мнению театрального режиссера и руководителя проекта «Таллинн — культурная столица Европы» Яануса Рохумаа, программа мероприятий отражает нынешнее состояние культуры. Фото: Toomas Huik

За полгода мероприятия программы «Таллинн — культурная столица Европы 2011» посетили более полумиллиона человек, количество туристов в столице выросло на 22 процента. Но кое-кто считает, что программа не выполняет поставленной задачи.


 О том, почему складывается такое мнение и что сделано за полгода, рассказывает директор программы, режиссер Яанус Рохумаа.

Что сделано для того, чтобы туристы смогли принять участие в мероприятиях программы «Таллинн — культурная столица Европы»?

Любой город, получая такой титул, становится культурной столицей в целом, и Таллинн — не исключение. Звание культурной столицы дает возможность обратить внимание на конкретный регион или город. И если имеется еще и программа, которая (с учетом наших возможностей) очень насыщена, то это замечательно. Если говорить о цифрах, то за первые полгода количество туристов, побывавших в Таллинне, выросло на 22 процента. Но хочу сказать, что программа культурного года рассчитана не только на иностранцев. Хуже нет, когда город, объявленный культурной столицей Европы, забывает о местных деятелях культуры, делая ставку на тех, кого приглашают из-за границы.

Мы стремились к тому, чтобы наши деятели культуры смогли предложить гостям нечто новое и интересное, выйти на новый уровень. Конечно, когда есть что посмотреть в Старом городе, то Таллинн и без специальных мероприятий будет привлекать туристов. Другое дело, знают ли в Европе, что такой город вообще существует.

Да и Таллинн — это не только Старый город. В первую очередь нужно добиваться того, чтобы мы сами вышли из этого заколдованного круга — только исторической части города. В рамках проекта культурной столицы мы стараемся расширить ареал культуры, вовлекая в него, скажем, Теллискиви или Каламая.

Программа дает очень хорошее представление о культурной жизни Эстонии, но люди, не имеющие прямого отношения к культуре, порой высказывают мнение, что программа неудачная, что проводятся либо традиционные мероприятия, либо мероприятия, вписывающиеся в рамки фрик-культуры.

Смог ли Таллинн оправдать титул культурной столицы Европы, мы узнаем в конце года. Что касается таких мероприятий, как фестиваль «Только для фриков», то хочу сказать, что то, что мы сегодня считаем эпатажным, через три-четыре года станет главным направлением.

Кто бы подсказал, как на 100 миллионов крон составить интересную программу, рассчитанную на целый год! Большинство ярких представителей культуры Эстонии не остались в стороне от нашей программы.

Когда проект еще только задумывался, звучали голоса о том, что Таллинну не по плечу титул культурной столицы Европы. Впрочем, аналогичные мнения высказывались почти во всех городах, которые уже становились культурными столицами.

Важно не только то, как мы оправдаем титул, но и то, что будет в следующем году. На настоящий момент примерно полмиллиона человек посетили мероприятия культурной столицы по билетам (сюда не входят зрители Молодежного праздника песни и танца. — Авт.)

Может, следовало включить в программу фестиваль Õllesummer?

Об этом не могло быть и речи. Программу культурной столицы составлял творческий совет, в который входили Ану Лийвак, Таави Ээлмаа, Рейн Рауд, Мадис Колк, Андрей Хвостов, Берк Вахер, Кристийна Давидянц, Микко Фритце и Яанус Мутли. Совет, исходя из собственных вкусов и предпочтений, исключал любую безвкусицу и пошлость.

На конкурс поступила примерно тысяча предложений. Мы составляли программу из того, что нам предложили, она дает представление о нынешнем состоянии культуры, и если это кому-то не нравится, следовательно, ему не нравится эстонская культура.

Кстати, мы можем гордиться тем, что за всю историю у нас самый маленький бюджет культурной столицы — 16 миллионов евро.

Почему, ведь сначала шла речь о 40 миллионах евро?

Точнее, о 44–45 миллионах. Но тут случился экономический кризис, и бюджет пришлось урезать.

А эти 16 миллионов евро были использованы целесообразно?

Бюджет культурной программы, рассчитанной на три года, составлял около ста миллионов крон, и эти деньги были потрачены с умом и вложены туда, куда нужно.

Вообще в искусстве очень трудно оценить, насколько целесообразно потрачены деньги. Точно так же можно задаться вопросом, к чему нам различные институты.

Этот вопрос поднимал, как известно, министр культуры.

Без культуры Эстония — ничто. Эстонское государство существует благодаря культуре, и эстонская культура — это единственное, что существует непрерывно с того момента, как появился эстонский язык.
Классическая культура, например, живопись или балет, были и будут, но рядом с ними существует много нового в культуре, и это новое нуждается в поддержке.

Вроде вязаного граффити?

Снобам, возможно, этот проект не понравится, а на мой взгляд, он гениальный. Наша профессиональная культура имеет народные истоки. И потом, всем понравится невозможно. В Эстонии очень ощутим комплекс неполноценности, мы не умеем ценить то, что делается своими руками, все ждем одобрения из-за границы. Низкая самооценка и отсутствие веры — самая большая беда нашей культуры.

Таллинн еще полгода будет культурной столицей. Что нас еще ожидает?

Если говорить о массовых мероприятиях, то после недавнего Праздника песни и танца молодежи нас ожидают Дни моря, которые пройдут 15-17 июля. Четыре года назад на мероприятиях Дней моря побывало 6000, в прошлом году — 75 000, в этом году ожидаем 100 000 человек. Очень интересным обещает стать «Песня свободы», это мероприятие состоится 20 августа. Конечно, стоит обратить внимание на мероприятия, которые пройдут в «Культурном котле». Это несколько спектаклей и фестиваль «Сталкер». В интеллектуальном плане осень обещает быть очень интересной. В августе в Кадриорге пройдет фестиваль «Цирковое дерево», я бы посоветовал не пропустить его семьям с детьми. В общем, будет много увлекательного, наслаждайтесь летом и непременно гуляйте у моря.

Почти в каждом интервью вы говорите о том, что в Таллинне должен быть открытый выход к морю. Это было одной из главных идей программы культурной столицы. Но Таллинн по-прежнему не имеет открытого выхода к морю.

Разве вы не можете сейчас попасть к морю?

Но так же было и год назад.

Сегодня можно, прогулявшись по самому центру города, пройти от башни Толстая Маргарита на берег моря и там искупаться.

Но официально там не разрешено купаться.

Не разрешено, но я там купался. Попробуйте. Кроме того, достроен променад, ведущий на Штромку. Два года назад не было возможности бывать в литейной мастерской Ноблесснера. Рыбный рынок создавался с учетом того, что Таллинн станет культурной столицей. К концу года завершатся работы в Морском музее.

Можно сказать, сбылись все ваши мечты?

Мои мечты простираются несколько дальше двух километров инфраструктуры в центре Таллинна.

Вы говорили, что в культурной столице каждый день состоится одна премьера, но и у вас лично в июне была премьера. Вы поставили в Раквереском театре летнюю постановку «Noor Eesti» («Молодая Эстония»).

Каждому человеку раз в год полагается отдых, свой отпуск я использовал для того, чтобы заняться театром. Эта работа доставила мне истинное удовольствие, каждый момент приносил радость. Мне хотелось поставить веселый спектакль об одном радостном моменте в эстонской культуре. Отрадно было вновь окунуться в привычную атмосферу, самому заняться творчеством, это придает силы.

Вы сами еще не отравились культурой в культурной столице?

В моей нынешней работе самое трудное, пожалуй, постоянно быть готовым ко всякого рода неожиданностям, ведь любой проект, как бы отлично он ни был организован, зависит от мелочей, и работе хорошо налаженной машины может помешать попавший внутрь камешек. У нас замечательная команда, все профессионалы своего дела, и пока мы справляемся.

Ключевые слова

Наверх