Большинство ценностей было похищено из моленных домов староверов

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
На столе у советника Департамента охраны памятников старины Вильяра Висселя путевые иконы — аналогичные были похищены и из церквей Эстонии.
На столе у советника Департамента охраны памятников старины Вильяра Висселя путевые иконы — аналогичные были похищены и из церквей Эстонии. Фото: Пеэтер Ланговитс

Департамент охраны памятников старины обнародовал базу данных культурных ценностей, которые за последние три десятилетия были украдены и вывезены из Эстонии. Большинство из них принадлежало православным церквям и моленным староверов.



Десятки краж и сотни похищенных предметов старины, среди которых больше всего икон, заставляют задаться вопросом, а что-то вообще осталось в православных церквях и моленных староверов? Больше всех пострадали моленные дома Тартуского уезда. Так, например, в моленной в самом Тарту кражи совершались трижды: в 1992, 1993 и 1999 годах.

Воры прошерстили также моленные дома в Вяйке-Колкья, Суур-Колкья и городе Калласте. Так, из моленной в Калласте в сентябре 1999 года были украдены 23 иконы.

«Я слышал лай собак, сердце обливалось кровью, а утром обнаружил перед зданием выставленное окно», — рассказывал тогда староста прихода староверов в Калласте Павел Варунин. Аналогичным образом каржи совершались в православных церквях Нарвы, Пярну, Тарту.

Кража по заказу

Главный инспектор Департамента охраны памятников старины Юлле Юкк и советник департамента Вильяр Виссель считают, что в 1990-е годы кражи совершались организованно, были хорошо подготовлены и, возможно, что для шаек воров это была заказная работа.

При взломах отключали сигнализацию, и при необходимости — например, в Тартуском моленном доме староверов — проникали даже сквозь стену. Однако поймать никого не удалось, равно как и вернуть похищенное. Только в случае последней волны краж — в 2006-2007 годы в Пярнуском уезде — удалось поймать воров-литовцев, но украденное до сих пор не найдено.

Иконы можно продать

Но почему именно православные церкви и моленные староверов? Ответ прост — иконы. «Иконы можно продать в России, США и Европе», — пояснила Юкк. Виссель также подтвердил, что на рынке есть спрос на иконы и добавил: «В лютеранской церкви гораздо более аскетичное убранство».

«Подсвечник, изготовленный сто лет назад в тартуской мастерской — вещь, кончено, милая, но иностранного коллекционера она не интересует, и в Эстонии нет рынка», — сказала Юкк.

Однако это не означает, что лютеранские церкви остались нетронутыми. Да, в определенном смысле украдено меньше ценных подсвечников, но, например, в сентябре 1983 года из Кейлаской церкви был украден комплект церковного серебра, изготовленный петербургским золотых дел мастером Карлом Магнусом Сталем. «Если оценить эти вещи, то, вероятно, это была бы самая крупная кража из всего списка украденных предметов», — сообщил Виссель.

Похищенный однажды предмет очень редко удается вернуть назад. «Однако я — оптимист и надежды не теряю», — сказал Виссель и приводит пример, как в 1979 году из церкви в Ноароотси было украдено распятие, но два года назад Висселю удалось найти его на одном из интернет-аукционов в Эстонии.

Некоторые из церковных ценностей, которые были украдены в течение    последних 30 лет

Икона «Николай Чудотворец»

Эта икона была похищена ночью 8 декабря 1992 года из моленной староверов в Вяйке-Колкья на берегу Чудского озера. Маленькая, 31x27 см, выполненная в технике темперы, икона написана, вероятно, в конце XIX века или начале XX века. На работе нет подписи мастера, что характерно для иконописи, и ее автор неизвестен.

Икона «Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст с шестью святыми»

На иконе изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Эта икона была украдена 6 мая 1993 года из моленного дома староверов в Тарту, который стал одним из самых несчастливых в этом смысле мест в Эстонии: за последние 20 лет там было совершено три кражи, и каждый раз похищали много ценных икон.

Юлле Юкк отметила, что кражи из моленных староверов становятся особенно тяжелыми потерями, поскольку в контексте Эстонии речь идет об уникальных культурных артефактах. Говоря о староверческой церкви, следует подчеркнуть, что старообрядчество не имеет широкого распространения в мире, однако культура староверов — весьма своеобразная часть исторического наследия нашего региона.

Несмотря на то, что из моленных староверов похищены десятки или даже сотни икон, моленные дома не опустели. «Люди делают пожертвования. А представители более старшего поколения жертвуют своими семейными иконами», — сказала Юкк.

Также часть икон была восстановлена или написана заново. Например, в Варнья, где некоторые иконостасы, будучи разворованы, буквально опустели, в 2006-2007 года были написаны новые иконы. Часть из них была воссоздана по описаниям местных жителей и по памяти.

Паникадило из церкви Курси

Это паникадило было передано церкви в 1896 году, в мае 2009 года его похитили из лютеранской церкви Марии и Елизаветы в деревне Курси. «Это очень глупая кража, поскольку на нем выгравирована надпись, и этот предмет очень легко узнать. Следовательно, в Эстонии его продать невозможно», — сказала Юлле Юкк.

Паникадила и подсвечники похищались преимущественно из лютеранских церквей. В финансовом смысле они, в целом, не представляют особой ценности, зачастую речь идет о предметах массового производства.

Специалисты отмечают, что воры порой не очень сообразительны, в отличие от тех, кто занимается кражами икон: там это делается со знанием дела и сознательно, а воришки подсвечников, скорее, рассчитывают на одноразовый барыш.

Точно так же крадут колокола из эстонских церквей — крадут и маленькие, и большие колокола, которые ни один мужчина не сможет поднять в одиночку. Церковные колокола, по мнению коллекционеров и организаторов аукционов, также не имеют особой художественной ценности.

«По поводу колоколов можно предположить, что их кражи совершались исключительно ради металла, — утверждает Вильяр Виссель. — Колокола потом разрезают на куски и переплавляют. Шансы на то, чтобы заполучить их обратно, невелики».

Икона «Божия Матерь Заступница»

Эта икона размером 113x85,5 cм была создана в масляной технике во второй половине XIX века. Похищена из церкви в Вяндра, принадлежащей Эстонской апостольской православной церкви, в ноябре 2006 года, точнее говоря, тогда была обнаружена ее пропажа.

Регистр похищенных культурных ценностей содержит 598 наименований предметов, из которых по поводу большинства известно точное время кражи, но есть также предметы, относительно которых назвать время пропажи невозможно — она была зафиксирована в ходе инспекционной проверки. Икона «Божия Матерь Заступница» — как раз такой случай.

Юлле Юкк рассказала, что помимо краж, ей приходилось сталкиваться с такими историями, когда прихожане, поссорившись, забирали иконы и они пропадали (это не относится к вышеупомянутой иконе).

Следует сказать, что база данных Департамента охраны памятников старины охватывает только три последних десятилетия, и поэтому мы не имеем представления, какое именно количество предметов старины исчезло в советское время.

«Многие небольшие церкви в советское время были уничтожены, — говорит Виссель. — По сути, пус­тые здания стояли без всякого надзора и потихоньку разрушались. Мы не знаем, что в свое время исчезло из этих церквей».

Церковное серебро Сталя

Комплект церковного серебра, изготовленный в 1844 году петербургским золотых дел мастером Карлом Магнусом Сталем, состоит из двух кубков, двух кувшинов, потира, сосуда для хранения облаток. При изготовлении комплекта использовали техники гравировки, чеканки и золочения.

Сталь — знаменитый ювелир, работы которого продаются и сегодня как в России, так и на широко известных аукционах Sotheby и Christie. «Это не заводская работа, это уникальные предметы», — сказал Виссель. Церковному серебру Сталя очень трудно дать оценку: минимально речь идет о тысячах евро, но, возможно, эти предметы оцениваются и в пару десятков тысяч евро.

Комплект серебра Сталя был украден в сентябре 1983 года из Кейлаской церкви — воры взломали сейф. Чиновники Департамента охраны памятников старины утверждают, что церкви все же бережно хранят свое серебро, и эти предметы не экспонируются каждый день, а хранятся в сейфе или ризнице, зачастую под несколькими замками. «Церквям известна их истинная ценность, — сообщила Юкк. — И все-таки воры время от времени ухитряются добираться и до них».

Серебряный потир из церкви Нисси

Наряду с церковным серебром Сталя, по мнению Висселя, еще одним особо ценным предметом является потир, изготовленный из серебра и позолоченный изнутри, который был украден из лютеранской церкви в Нисси 10 или 11 октября 1991 года. Доступ к этому потиру имели далеко не все. По словам Висселя, подобные серебряные потиры обычно держат под замком, а используют во время причастия.

Автор и место изготовления его неизвестны, единственная информация — он был пожертвован в 1677 году.

Регистр

Департамент охраны памятников старины составил регистр похищенных культурных ценностей.

• В регистре 598 наименований предметов, представляющих культурную ценность, которые были украдены в течение последних 30 лет. Почти все они имеют сакральное значение — иконы, церковное серебро, библии, подсвечники, паникадила. В основном они принадлежали моленным домам староверов и православным церквям.

• В качестве исключений в регистр попали и, например, украденный из Технического университета барельеф Ленина и картина Андрея Егорова, украденная из Таллиннской цент­ральной библиотеки.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх