Cообщи

Сегодня похищенные в Ливане эстонские велосипедисты вернутся к своим семьям

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Освобожденные эстонские велосипедисты
Освобожденные эстонские велосипедисты Фото: Reuters/ScanPix

Семеро эстонских велосипедистов — Калев Кяосаар, Аугуст Тилло, Мадис Палуоя, Яан Ягомяги, Андре Пукк, Мартин Метспалу и Прийт Райстик — 23 марта были захвачены в плен в Ливане в долине Бекаа. Вчера утром все семеро были освобождены и перевезены во французское посольство в Бей­руте. Самолет с нашими земляками должен был прибыть сегодня в четыре часа утра.


Жительница Таллинна Лийна Вийдас не смогла сдержать слез, когда вчера, примерно в 05.45 утра зазвонил телефон и она узнала, что ее муж, Калев Кяосаар, похищенный 23 марта вмес­те с шестью своими спутниками, освобожден.

Вийдас призналась, что сначала она не поверила, что это на самом деле правда, так как звонок был не из Минис­терства иностранных дел, а от родственника другого похищенного эстонца.

«Мы так долго ждали этой новости и радость была настолько велика, что я подумала, на самом ли это деле, или я сплю, — рассказала Вийдас. — Кроме того, в то время еще продолжалась операция, официальное подтверждение пришло примерно четыре часа спус­тя. До того времени я продолжала беспокоиться».

Надежда не покидала

Около десяти часов утра Лийне официально позвонили из Министерства иностран­ных дел, и она сразу же смогла обменяться несколькими сло­вами с Калевом Кяосааром. Долгого разговора не получилось, так как Кяосаара и его то­ва­рищей ожидали формальности в посольстве Франции.

«Эту радость невозможно опи­сать, — призналась Вийдас. — Муж сказал, что с ним все в по­рядке, что он нас любит и мы увидимся уже через день-другой. Услышать голос мужа и узнать, что он здоров — у меня то сих пор слезы ручьем».

По словам Лийны Вийдас, во время драмы СМИ вели себя прилично, но чувства такта не хватало некоторым комментаторам в Интернете.

Вчера вечером Лийна сдала вступительные экзамены в университет и после этого отметила освобождение мужа вместе с трехлетней дочерью Элизабет и другими родственниками.

Отец Калева Кяосаара Юри сказал, что в течение всего этого времени он старался сохранять и спокойствие, и надежду. По его словам, он не позволил себе поверить даже появившейся 22 апреля ложной информации о том, что найдены тела семерых эстонцев.

«Верить можно было только Минис­терству иностранных дел Эстонии, потому что все данные, которые шли из минис­терства, были проверены, — рассказал Юри Кяосаар. — Все прошло так, как должно было пройти, потому что новому правительству Ливана надо показать себя миру в хорошем свете, и это получилось. Я сам был очень спокоен и ждал этой новости».

По словам Юри, настроение у ребят хорошее, и прежде чем отправиться домой, они хотят получить назад свои велосипеды. Юри отметил, что уже успел поговорить с сы­ном по телефону. «Да, я говорил с ним по телефону, спросил о его здоровье, а он спросил, как мы», — сказал Юри Кяосаар в интервью ЭТВ.

Майта Метспалу, брата одного из похищенных, Мартина Метспалу, звонок разбудил вчера в полшестого утра. «Я не сомневался ни секунды, что это правда, — описал он свои чувства. — Ни разу надежда не покидала меня. Наоборот, может, иногда я был чересчур оптимистичен».

Насколько известно Анд­ресу Метспалу, с его сыном Мартином все в порядке. «Я не смог с ним поговорить, но его жена с ним говорила и сказала, что с ним все в порядке и что он не изменился», — сказал Андрес Метспалу. По его словам, сын обещал позвонить ему вечером.

Об освобождении сына Метспалу узнал вчера рано утром, когда ему позвонил министр иностранных дел Урмас Паэт. «Ситуация была такая, что операция уже шла, но окончательной ясности еще не было», — сказал он.

«Ничего не скажешь, Эстонское государство работает. Маленькое государство, но умеет приказывать в мире», — сказал вчера Метспалу в передаче Vikerraadio.

По словам мужчины, во время разрешения кризиса с заложниками МИД через каждые две недели собирал родственников похищенных и рассказывал им о ситуации столько, сколько это было возможно. «Министерство объясняло нам ход дел. Они анализировали все имевшие­ся инциденты и говорили, что с большой вероятностью они (похищенные) останутся в живых», — добавил он.

Метспалу сообщил, что в третьем видео, предназначенном только для родственников, положение пленников казалось довольно безрадостным. Говоря о видео, Метспалу поделился, что родственников велотуристов оно лишь опечалило, передает новостной портал ERR: «Их разбили на три группы. В том видео положение казалось довольно безотрадным, что лишь опечалило нас».

По словам Метспалу, близкие ничего не знали об операции по освобождению: «Думаю, на самом деле операции шли там все время».

Поддержка людей

«Наши отцы, сыновья, мужья и братья свободны! Эти почти четыре месяца были такими долгими. Мы благодарим за поддержку всех как в Эстонии, так и за ее пределами.

Эта поддержка помогла нам. Мы благодарим ливанский народ и государство, а также службы многих других стран, которые участвовали в освобождении наших близких. Но отдельное огромное спасибо мы хотим сказать нашему государству и всем тем, кто изо дня в день занимался освобождением наших близких», — такое сообщение распространили вчера родственники освобожденных эс­тонских велотуристов.

Один из освобожденных, Мадис Палуоя, в четверг позвонил своей спутнице жизни и матери своего ребенка Мари-Лийс Луук и сообщил, что любит их и скоро будет дома. Во время разговора с PМ Мари-Лийс Луук уже собирала вещи, чтобы ехать в Таллинн: «Утром мы поговорили по телефону, такое впечатление, что с ним все нормально, сказал, что любит нас и скоро приедет».

Друг освобожденных эстонцев Индрек Леппик признался, как он переживал, что четыре месяца не зналничего о судьбе своих друзей: «Мне снились жуткие сны и, конечно, был страх. Я старался об этом не думать».

4 месяца заточения

Семеро велотуристов из Эстонии, которые путешест­вовали по долине Бекаа в восточной части Ливана, были похищены вооруженными людьми в масках 23 марта.

Эстонские велосипедис­ты прибыли в Ливан 15 марта. Три дня спустя они отправились в Сирию, а вернулись в Ливан в среду, 23 марта. Путешественники пересекли границу примерно в 16 часов по местному времени, после чего и были похищены.

По словам очевидцев, похитители на двух белых фургонах и темном «мерседесе» без номеров преградили путь велосипедистам. Угрожая оружием, преступники вынудили велосипедистов сесть в фургон.

Семеро путешественников

Трое похищенных в Ливане эстонцев увлекались экстремальными спортивными путешествиями еще в Эстонии. Так, Калев Кяосаар (1970 г.р.), Аугуст Тилло (1970 г.р.) и Мадис Палуоя (1970 г.р.) участвовали в прошедшем в марте восьмичасовом лыжном походе Suusahunt в Валгамаа.

Калев Кяосаар также участвовал в летних забегах на длинные дистанции, например, в кроссе вокруг озера Пюхаярве, и в экстремальных походах. Активному молодому руководителю таллиннского отделения одной из старейших в Эстонии патентных фирм хватало времени и на то, чтобы поддерживать центр Арво Пярта.

Аугуст Тилло, занимающий пост директора по закупкам основанной в 2005 году международной сельскохозяйственной фирмы, в свободное время занимается развитием троп здоровья, очисткой лесов от мусора и образовательными проектами по этой теме.  Тилло также поддерживал SOS-деревню Маарья для молодежи с недостатками развития.

Занимающийся недвижимостью Мадис Палуоя участвовал в Тартуском веломарафоне. Сотрудник картографической фирмы Яан Ягомяги (1970 г.р.), увлекается путешествиями, так что даже на домашнюю страницу фирмы выставил фото, сделанное во время одного из экзотических странствий.

Андре Пукк (1977 г.р.) — также велосипедист-марафонец и опытный путешественник. Еще один похищенный — зубной врач Мартин Метспалу (1977 г.р.) — сын известного ученого, который стоял у создания эстонского Генного фонда; помимо медицинской работы Метспалу-младший также охотно участвовал в марафонах. Последний из эстонских велосипедистов, Прийт­ Райстик (1973 г.р.), в последнее время жил в Голландии.

Кроме спорта и путешествий семерых искателей приключений объединяло то, что все они были так или иначе связаны с Тарту. Ровесники из этой семерки велопутешественников общались друг с другом со школьной скамьи, лишь Метспалу и Пукк присоединились к остальным позже.
За то время, что велосипедисты находились в плену, похитители передали через посредников властям Эстонии три видеообращения от зложников.

Первая видеозапись появилась 20 апреля, примерно через месяц после похищения. В обращении туристы просили народ Эстонии и правительство сделать все возможное для их освобождения. Видеозапись вселила надежду в родственников и близких похищенных: они живы.

20 мая в Сети появилось второе видеообращение похищенных эстонцев. Предположительно оно было записано 16 мая.

Третье видео не показали

«Сегодня 16 мая 2011 года. Мы находились в плену 54 дня, и это было очень тяжело для нас. Мы очень устали и находимся в большой опасности. Просим наши семьи и всех, кто нас знает, помочь нам. Мы просим правительство Эстонии о том, чтобы оно помогло нам освободиться. Эстонское правительство оставило нас и больше не хочет нам помогать», — говорили похищенные на камеру.

В то же время Минис­терство иностранных дел Эстонии заручилось поддержкой официальных лиц Франции, Ливана, Сирии и даже Палестинской нацио­нальной автономии в поисках похищенных эстонцев. Однако в ходе поисков конкретной информации публиковалось крайне мало.

9 июля в СМИ просочилась информация, что властям Эстонии отправлено третье видеообращение похищенных в Ливане эстонских велотуристов, однако содержание видеоролика обнародовано не было. Через пять дней пос­ле этого похищенных эстонцев освободили.

Сразу после похищения появилась информация, что за похищенных эстонцев потребуют выкуп. Однако эта информация так и не была официально подтверждена. (dzd.ee)

Наверх