Яан Ягомяги ехал в строю четвертым, когда похитители на автомобиле приблизились к ехавшим впереди трем велосипедам. Эта картина нападения, напоминавшая сюжет из кино, останется у него в памяти на всю жизнь.
Яан Ягомяги: Нас пытались обратить в мусульманство
«Нас отвезли в Сирию, где поначалу нас охраняли трое мужчин, но поскольку похитителей вскоре объявили в розыск, то и эта троица перебралась жить в наш сарай», — рассказал Ягомяги.
114 дней они провели вместе в крохотных помещениях, в которых им, представителям двух совершенно разных культур, приходилось как-то уживаться.
«Возник даже так называемый стокгольмский синдром, когда заложники и похитители становятся чуть ли не друзьями. Некоторые из них были очень даже ничего, один даже выучил за это время английский язык, но некоторые были просто невыносимыми. Никто из них не отвечал моим прежним представлениям о террористах», — сказал Ягомяги.
Поначалу похищенных велосипедистов кормили хорошо. «Как дома, они готовили нам свои национальные блюда», — сказал он.
«Когда у них закончились деньги, они стали грабить бары и бензозаправки, — описал Ягомяги. — Были и такие дни, когда нам вообще не давали есть или давали очень мало — хлеб и сыр».
Постоянной обязанностью эстонцев было мытье посуды, иногда они могли готовить еду на плите с газовым баллоном. Первые два месяца им позволяли понемногу тренироваться — делать отжимания и еще что-то, что можно делать в тесных условиях, но потом запретили, поскольку на них уходило слишком много еды и воды.
«Сами они расходовали по 30 литров воды на каждого, поскольку перед каждой молитвой они должны были мыть ноги, — сказал Ягомяги и добавил, что они и эстонцев пытались обратить в мусульманство. — По крайней мере, в моем случае этого сделать не удалось».
Дни проходили в общении, когда похитители совершали молитву, эстонцы молча лежали или играли в шахматы, сделанные из кусочков картона. Когда начался сезон сбора вишни, и рядом с местом заточения стало появляться слишком много людей, заложников из Сирии перевезли через горы обратно в Ливан.