Банк SEB закрыл счета фирмы Tavid без объяснений

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Алар Тамминг
Алар Тамминг Фото: Toomas Huik

В начале года банк SEB закрыл счета фирмы Tavid, которая обменивает валюту и продает золото, обосновав это тем, что фирма совершала «непонятные сделки». Tavid подал на банк в суд.





Наверное, многие клиенты Tavid обращали внимание на то, что там нельзя расплачиваться банковской карточкой SEB. Причина в том, что в апреле контролирующий треть банковского рынка страны SEB закрыл счета, на которые поступали деньги известной фирмы по обмену валюты.

В качестве объяснения: счета закрыли, а не арестовали. Разница в том, что в первом случае банк вежливо просит перевести деньги куда-нибудь в другой банк, а во втором запрещают пользоваться счетом, причем по указанию какого властного органа.

 Tavid подал иск

Поинтересовавшись в SEB, почему был предпринят такой шаг, мы получили короткий ответ от руководителя по связям с общественностью банка Сильвера Воху: «Речь идет о коммерческих разногласиях и, как принято в деловых кругах, рассматриваемые в суде дела мы не комментируем».

Председатель совета Tavid Алар Тамминг был немного более разговорчив, поскольку он считает, что права фирмы были нарушены. По словам Тамминга, банк не представил никаких существенных обоснований своих действий, если не считать путаного разговора о том, что клиенты Tavid, якобы, осуществляли внутри SEB непонятные сделки.

Утверждать, что SEB подозревает Tavid в отмывании денег, сказать трудно, поскольку банк должен придерживаться требования конфиденциальности.

Taмминг ходил встречаться с руководителем SEB Рихо Унтом, в ходе беседы с которым выяснилось, что указание закрыть счет пришло прямо из Швеции. С руководителями центрального офиса банка Тамминг не встречался, поскольку, по его словам, ему не предоставили такой возможности.

В начале 2009 года Tavid попал в скандал с отмыванием денег. Газета Äripäev писала тогда, что связанный с российской мафией Дмитрий Абрамкин перевел на счета Tavid примерно полмиллиарда долларов и снял их в виде наличных денег.

Расследовавший дело об отмывании средств госпрокурор Стевен-Христо Эвестус заявил тогда газете, что как в расследуемом им деле, так и в проводимом в Болгарии расследовании, похоже, что Tavid вел себя, как добропорядочная фирма. Связана та история с нынешним закрытием счетов или нет, можно лишь предполагать.

Можно предположить также, что SEB обижается на Tavid за то, что своими сделками с обменом валюты и посредничеством в осуществлении платежей фирма вторглась в сферу коммерческих интересов банка.

«Поэтому прекращение SEB договора с Tavid заметно сокращает возможности клиентуры расплачиваться в отделениях Tavid банковской карточкой банка SEB, что приведет к отказу от услуг фирмы в пользу аналогичных услуг самого банка», — написано в поданном в Харьюский уездный суд иске Tavid против SEB.

В иске Tavid требует не только восстановления своих счетов, но и предоставления прежних услуг в полном объеме. Валютная фирма требует, чтобы SEB лишили права в одностороннем порядке изменять условия договоров о предоставление платежных услуг, права выбирать себе клиентов и без причин прерывать договоры с клиентами.

«Заменить услуги, предлагаемые через расчетные счета SEB, услугами систем расчета других кредитных учреждений или альтернативной расчетной карточной системой нельзя, поскольку расчеты с их использованием значительно дороже и требуют больше времени», — утверждается в иске.

Есть исключения

Член правления Финансовой инспекции Килвар Кесслер заметил, что согласно Закону о кредитных учреждениях в общем случае банк волен сам решать, кого обслуживать, а кого нет.

«Но из этого общего правила есть исключения, которые вытекают из таких специфических сфер, как, например, отношения в связи с расчетной системой или позицией на рынке — особые условия относятся, например, к господствующим на рынке предприятиям», — пояснил он.

Во-вторых, по словам Кесслера, может создасться случай, когда клиент представляет для банка такой риск, что банк может пожелать прервать отношения.

«Такими рисками могут быть, например, невыполнение клиентом своих договорных обязательств в значительном объеме, связь клиента с отмыванием денег», — отметил представитель Финансовой инспекции Килвар Кесслер.

Ключевые слова

Наверх