За дружбу с Тибетом вызывали на ковер

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Далай-лама на площади Вабадузе.
Далай-лама на площади Вабадузе. Фото: Райго Паюла

Обработка эстонских политиков началась сразу после того, как Далай-лама сообщил о своем визите. Самых высокопоставленных политиков предупредили через МИД, в китайском посольстве вызовы на ковер имеют долгую традицию.



МИД Эстонии сообщил Postimees во вторник, что Китай выразил глубокую озабоченность и возмущение в связи с возможными встречами ряда государственных деятелей страны с Далай-ламой.

МИД КНР вызывал посла Эстонии, чтобы получить его разъяснения, а посол Китая в Эстонии неоднократно выражал от имени своего государства разочарование в связи с возможными встречами Далай-ламы на государственном уровне. Кроме того, посольство КНР в Таллинне донесло свою позицию до членов эстонского правительства и нескольких госучреждений, в том числе и канцелярии президента.

Китайцы оскорблены

Во вторник Postimees направил в посольство конкретные вопросы, но получил вместо конкретных ответов общее изложение позиции, согласно которой, разрешение Далай-ламе приехать в Эстонию и проведение здесь с ним официальных встреч оскорб­ляет чувства китайцев и наносит вред отношениям между нашими государствами.

В таких заявлениях, как правило, используют весьма неопределенные формулировки, которые просто говорят о возможных последствиях для отношений между странами. А как все же практически делаются такие предупреждения и выражается возмущение?

По словам надежного источника Postimees, обработка топ-политиков уровня Марта Лаара происходит через высших чиновников МИДа. «Так оказывается политическое давление», — объяснил источник.

«Высокопоставленный китайский госчиновник встречается с эстонским высокопоставленным госчиновником и говорит примерно так: «Мы много лет успешно сотрудничали друг с другом и все шло очень хорошо, но вот эта встреча с Далай-ламой не согласуется с базовыми интересами КНР. Если такая встреча все же произойдет, то мы будем вынуждены пересмотреть сложившееся между нами сотрудничество».

Таких встреч проводится на самом деле множество. Как правило, такое давление осуществляется все же через МИД.

Старший научный сотрудник Центра ориенталис­тики Тартуского университета Мярт Ляэнеметс из-за своих высказываний по тибетскому вопросу является в КНР персоной нон грата.

«Последний раз я был в Китае перед пекинской Олимпиадой, и тогда было явно видно, что отношение было дружеское и более открытое. Тогда надо было показать миру, что Китай, якобы, открытое государство. После Олимпиады разворот на 180 градусов — меня в Китай больше не пускают. В таллиннском посольстве КНР сказали честно, что визы не получу, поскольку являюсь активистом группы в поддержку Тибета», — рассказал Ляэнеметс.

По его словам, ему сказали, что если он будет вести себя прилично, то визовый запрет может быть снят.

Побывавшие в Китае предприниматели знают, что там не стоит забывать в гостиничном номере свой лаптоп, поскольку в ваше отсутствие могут проверить, что у вас там записано на жестком диске. Посещающие Китай группы обычно сопровождают представители МИДа КНР, многие члены групп рассказывали Postimees, что за ними следили и в свободное от официальных мероприятий время.

«Во время госвизитов всегда так, что даже если куда-нибудь выйдешь вечером, то слежка продолжается, — рассказал один пожелавший остаться неназванным бизнесмен, который, уходя из гостиницы, оставлял документы и лаптоп в сейфе. — Меня уже предупреждали, что в мое отсутствие могут прийти проверить мой номер».

Нынешний руководитель парламентской группы поддержки Тибета Андрес Херкель рассказал, что в связи с визитом Далай-ламы китайское посольство к нему не обращалось. «Но с другими людьми они связывались», — сообщил он.

Херкель все же побывал в китайском посольстве. Это случилось во время предыдущего созыва Рийгикогу, ког­да группа поддержки сделала заявление в связи с предшест­вующими Олимпиаде беспорядками в Тибете. «В посольство пришли три члена группы, которым пришлось выслушать там лекцию, — рассказал он. — Форма этой лекции действительно была очень старомодная».

Херкель полагает, что фигуру руководителя группы поддержки Тибета скорее считают уже безнадежным случаем, поэтому в качестве дипломатического канала для оказания давления используется МИД.

«Имеется определенный круг высокопоставленных политиков, встречу которых с Далай-ламой китайцы стараются предотвратить всеми средствами, — объяснил он. — Рядовые члены Рийгикогу в этот круг не входят, но члены руководства Рийгикогу, по-моему, да».

Несколько бесед

Прежнему руководителю парламентской группы поддержки Тибета Алексею Лотману приходилось беседовать с китайцами чаще, чем Херкелю.

«Мне и другим членам группы поддержки приходилось беседовать как с предыдущим китайским послом, так и с советниками посольства. Одна из моих бесед даже проходила с глазу на глаз», — рассказал Лотман.

По словам Лотмана, ему порекомендовали не вмешиваться во внутренние дела КНР и заявили, что Тибет всегда был частью Китая. «Среди прочего мне сообщили, что Народно-освободительная армия КНР освободила Тибет мирно», — рассказал он.

Член группы поддержки Тибета в Рийгикогу Юку-Калле Райд пояснил, что на самом деле китайцы мало чем могут навредить Эстонии и страх перед Китаем часто просто слишком преувеличен.

«Конечно, китайцам не нравится, что с Далай-ламой встречается Март Лаар, поэтому они направляют в наш МИД заявление о том, что это очень плохо, что Эстония идет на ухудшение отношений с Китаем, да и вообще, неразумно отходить от политики единого Китая».

Юку-Калле Райд посоветовал просто не обращать на это внимание, через пару недель все вернется в мирное русло. «Китая не стоит слишком бояться — дешевое г...о можно купить и на стороне», — сказал он.

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх