Что стало с появлявшимися время от времени в эстонских СМИ сообщениями о гигантских инвестициях китайцев в наши порты, железнодорожный бизнес и авиацию? Ничего. Как это ни парадоксально, но маленькая Эстония куда меньше зависит от Китая, чем США, которые продали Китаю облигаций на огромную сумму.
Эстония зависит от Китая меньше, чем США
Даже если бы из-за визита Далай-ламы Китай решил применить к Эстонии экономические санкции, их воздействие оказалось бы едва заметным. 20 лет у Эстонии были прекрасные отношения с Китаем, однако реальной пользы от этого было гораздо меньше, чем разговоров о ней.
Крошечный лилипут
В области прямых инвестиций в Эстонию великий Китай является крошечным лилипутом. Согласно данным Банка Эстонии, объем прямых инвестиций, поступивших из этой страны в Эстонию к концу прошлого года, составил 83,3 млн крон. Округленно это ноль процентов от всех прямых инвестиций. Правда, эстонские инвестиции в Китай были еще меньше — около 7,3 млн крон.
Из грандиозных проектов пока еще ничего не вышло, несмотря на постоянные визиты китайских чиновников и ответные поездки эстонцев.
Среди торговых партнеров Эстонии Китай в августе прошлого года был на 13-м месте, составив два процента от общего оборота нашей внешней торговли. Львиная доля китайских товаров поступает в Эстонию не напрямую, а через другие посредничающие страны.
И если Китай решит наказать Эстонию экономической блокадой, эти товары все равно будут поступать сюда.
Пожелавший сохранить анонимность крупный эстонский предприниматель бывал в Китае не раз. До сих пор он поимел от этого лишь нешуточные расходы на поездки.
Мы не черепахи
По словам предпринимателя, китайцы не принимают быстрых коммерческих решений, укрепление дружбы с ними — это долгий процесс.
«С каждым разом отношения улучшаются, и когда в чем-то удается договориться, складывается такое впечатление, будто речь идет о тысячелетнем договоре, — сказал бизнесмен. — К сожалению, в экономике все меняется очень быстро, а мы не черепахи. С таким отношением далеко не уйти».
Предприниматель добавил, что скоро не будет смысла налаживать там производство, и целесообразнее будет продавать там свои товары. «Китай — страна с растущим потреблением. Крупные концерны выводят свои производственные линии из Китая, поскольку там производство становится все более расходным. Ведь рабочая сила дорожает». Новые возможности открываются, скорее, в Индии, Камбодже и Вьетнаме.
«Эстонская экономика особо не зависит от Китая», — отметил он.
Как сказал бывший представитель Фонда развития предпринимательства в Шанхае Валле Фельдманн, эстонская экономика до сих пор не получила серьезной выгоды от сотрудничества с Китаем.
«Конечно, мы не зависим от экономики Китая, просто дело в том, что Эстония очень слаба. Сильные секторы экономики не принадлежат эстонскому капиталу, поэтому и значимые решения здесь не принимаются. Наш шанс выхода на китайский рынок очень мал».