Спецпенсии собираются упразднять в несколько этапов

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Repro

Три года назад реформа системы спецпенсий почила в бозе, но сейчас эта тема по инициативе министра социальных дел Ханно Певкура вновь на повестке дня. На этот раз провести реформу, затрагивающую упразднение спецпенсий судей, военнослужащих, полицейских, высших чиновников Госконтроля, прокуроров и канцлера юстиции планируется по частям, пишет Микк Салу.
 

На этой неделе министр социальных дел Ханно Певкур направил на согласование законопроекты, которые упраздняют спецпенсии канцлера юстиции и чиновников Госконтроля. Певкур отметил, что это только начало. «Поскольку речь идет об очень больших изменениях, некоторые решения, вероятно, будут приняты в следующем году», — сказал он.

Тема спецпенсий крайне чувствительная, она затрагивает очень весомые целевые группы: судей, полицейских, военнослужащих. Предыдущие попытки провести реформу явно провалились. И сейчас большинство министров и ведущих политиков, выступая на эту тему, стараются соблюдать осторожность и обсуждают эти проблемы только в узком кругу.

Похоже, что на этот раз предпринимается попытка провести реформу по частям, начиная с тех групп, где противостояние будет наименьшим, а затем, беря на вооружение положительные примеры, приступить и к более сложному контингенту (военнослужащие, полицейские, судьи).

Провести реформу по частям

Один из ведущих политиков Партии реформ прямо заявляет, что с предложением провести реформу по частям выступил премьер-министр Андрус Ансип.

Несмотря на то что официальный ответ канцлера юстиции и Госконтроля на предложение Певкура еще составляется, уже ясно, что противостояния с этой стороны не последует.

Готовности для упразднения спецпенсий, по крайней мере формально, сейчас больше, чем когда-либо ранее. Соглашение по реформе записано в коалиционном договоре Партии реформ и IRL. Европейская комиссия рекомендовала (оказано давление) Эстонии упорядочить свою запутанную и несправедливую систему пенсий.

«Когда система спецпенсий создавалась, ее оправдывали тем, что государство не имеет достаточно денег для выплаты приличных зарплат, но сейчас это обоснование уже не работает, — пояснил министр юстиции, реформист Кристен Михал. — Зарплаты в госсекторе выросли и в принципе каждый человек может покрыть свои пенсионные потребности через пенсионные ступени».

Михал также сослался на то же обстоятельство, что и многие другие эксперты: в Эстонии действует трехступенчатая пенсионная система, и если лицо, имеющее право на спецпенсию, платит через эту систему взносы, может возникать ситуация (а в некоторых случаях она уже возникла), что с выходом на пенсию это лицо зарабатывает, благодаря комбинации ступени+ спецпенсиии даже больше, чем была его зарплата, пока он трудился.

По крайней мере, теоретически против реформы системы спецпенсий противников мало, поскольку это очень затратная, запутанная и несправедливая система. Количество людей, получающих спецпенсии, за десять лет выросло до более чем 2000 человек. С каждым годом расходы на выплату спецпенсий съедают все большую часть госбюджета.

Кроме того, остается непонятным, почему одни, например, полицейские, получают спецпенсии, а другие (пожарники) ее не получают. Почему, например, судьи получают спецпенсию в размере 75 процентов от зарплаты, государственный контролер — 70, а полицейские — 50 процентов?

Эстонской пенсионной системе добавляют затратности еще и пенсии, начисляемые по выработке трудового стажа (балерины, шахтеры, летчики), а также чиновников публичной сферы.

Дьявол в деталях

И все же даже сейчас реформа спецпенсий висит на волоске. «Дьявол кроется в деталях», — признал министр юстиции Михал.

Подождем и посмотрим, что предпримет министр социальных дел. Пока воздерживается от оценок и министр внутренних дел Кен-Марти Вахер.

Когда в 2007-2008 годах предпринималась попытка провести реформу спецпенсий, то переговоры, начатые с большим воодушевлением, натолкнулись на мощное противостояние. В итоге тогдашний министр обороны Яак Аавиксоо, по сути, наложил на реформу вето.

Еще в прошлом году Певкур пытался вести с Аавиксоо переговоры, чтобы заменить спецпенсии военнослужащих компенсациями, однако эта идея осталась в категории «отличная идея, но неосуществимая по сути».

Один из высоких чинов правительственной коалиции сообщил Postimees, что начатая сейчас тактика проведения реформы по частям закончится тем, что сделают самое простое: упразднив спецпенсии канцлера юстиции и в Госконтроле,  ­ос­таль­ное положат под сукно.

КОММЕНТАРИЙ

Кен-Марти Вахер
Министр внутренних дел

Реформа льготных и спецпенсий на коалиционных переговорах, по сути, не рассматривалась, а только была достигнута договоренность, что Министерство социальных дел в течение определенного времени представит коалиции целостную концепцию возможных решений.

Насколько мне известно, в рабочем плане правительства это относится к 2012 году. Таким образом, говорить сейчас об этих решениях рано, поскольку целостной картины еще нет.
В отношении спецпенсий следует учитывать, что ведомства полиции и Сил обороны находятся в особом положении.

Предлагая решения относительно спецпенсий, надо учитывать, чтобы не пострадала мотивация людей, преданных своему делу, а также не нарушились их оправданные ожидания. Необходимо также придерживаться принципов равного обращения и баланса.

Лаури Леппик
Профессор Таллиннского университета

Я могу только пожелать успехов правительству при проведении реформы. Я неоднократно заявлял, что эта реформа необходима и неизбежна.

Я не могу дать политический совет, проводить ее разом или по частям. Если разом взяться за все, то голос заинтересованных групп может оказаться слишком сильным.  

В каком-то смысле речь идет о ящике Пандоры. Если у военных есть система спецпенсий, то полицейские спросят, а почему у нас нет?

В течение многих лет делались попытки расширить число получателей спецпенсий, например, на спасателей.

Если в результате будет достигнуто существенное снижение круга привилегированных людей и все особые права будут приведены к некоему общему логичному основанию, то уже одно это будет позитивно.

 

Комментарии
Copy
Наверх