Полет на параплане наполнит сердце радостью

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Зимой полет на параплане над заснеженными полями может быть осложнен проблемами с ориентацией. Зато в летом и ранней осенью каждое поле имеет свой особый цвет, поэтому полет проходит проще, а открывающийся сверху вид гораздо красивей, чем в любое другое время года.
Зимой полет на параплане над заснеженными полями может быть осложнен проблемами с ориентацией. Зато в летом и ранней осенью каждое поле имеет свой особый цвет, поэтому полет проходит проще, а открывающийся сверху вид гораздо красивей, чем в любое другое время года. Фото: Маргус Ансу

Попробуйте сами, и вы поймете, почему птицы поют, — шутливо заявляет вот уже пять лет увлекающийся полетами на параплане Ааре Ванари. Он откровенно признает, что невозможно описать на словах то наслаждение, которое возникает в полете.

«В воздухе все земные заботы остаются на земле, душевное состояние человека напоминает ощущение безграничной влюбленности. Сердце просто поет», — говорит 53-летний Ааре, для которого полеты под облаками стали воплощением детской мечты.


«Небо всегда манило меня, но летать не было возможности», — поясняет Ааре Ванари, отмечая, что можно было бы заняться прыжками с парашютом или планеризмом, но оба эти занятия требуют очень много свободного времени. «С парапланом все намного проще. Если у меня появляется желание полетать, то я могу подняться в воздух за 20 минут с ближайшей лужайки», — говорит Ванари.

Взлететь можно отовсюду
Члены созданного три года назад Тартуского клуба парапланеризма поднимались в воздух, например, с берега реки Эмайыги возле торгового центра Prisma, а также с пятачка за стадионом Тамме. Если есть встречный ветер, то, по словам Ааре, достаточно пробежать всего несколько шагов, чтобы оторваться от земли. Но в безветренную погоду может потребоваться более серьезный разбег в несколько десятков шагов.

В подтверждение этих слов сын Ааре Хейно Ванари на выкосе в окрестностях Луунья демонстрирует, как с помощью одного выверенного движения можно раскрыть над головой купол параплана. Затем он увеличивает обороты закрепленного на спине мотора и, пробежав с десяток шагов, оказывается на высоте двух метров над землей.

Параплан обретает подъемную силу в воздухе при скорости в 22-24 км/час. «Но если половину скорости обеспечивает встречный ветер, то на земле необходимая для взлета скорость может оказаться наполовину меньше», — поясняет Ааре, который сам научился летать.

Учебных материалов и информации сегодня так много, что претворить теорию в жизнь можно и своими собственными силами. Но, несмотря на это, второй раз он не стал бы этого делать и другим не советует. «Учиться надо под руководством наставника. Конечно, это стоит денег, но риска меньше, да и времени уходит не так много», — поясняет Ааре.

Стоимость параплана зависит от мотора и технического уровня снаряжения. Чем больше вес пилота, тем мощнее должен быть мотор и больше площадь крыла.

Стоимость подержанных комплектов начинается от 2500-3000 евро. Обычно мощность двигателя составляет 18-33 лошадиных сил. Классический любительский полет осуществляется на высоте 200-300 метров.

По словам Ааре, это высота, с которой открывается замечательный вид — панорама видна далеко, но при этом различимы детали. Дерево выглядит как дерево, дом как дом, а человек как человек. 

Высота зависит от цели
Но иногда полеты совершаются и выше. Например, в хорошую погоду, взлетев над городом Тарту, с высоты полукилометра можно прекрасно рассмотреть Чудское озеро. «Можно взлететь и на километр, но это уже самоцель и особого удовольствия такой полет не доставит», — предупреждает Ааре.

Неофициальный рекорд высоты для Эстонии составляет более 3000 метров, а для Европы — 6500 метров. Несколько лет назад с помощью параплана был даже покорен Эверест (8850 метров). «Правда, там использовалась специальная техника — очень большое крыло и очень мощный мотор, чтобы как-то удерживаться в разряженном воздухе», — говорит Ааре.

Обычно на большой высоте летают лишь в исключительных случаях. Например, при необходимости преодолеть значительные расстояния и наличии сильного попутного ветра. Сам по себе параплан летит со скоростью 20-60 км/час, но при сильном попутном ветре можно преодолеть рубеж в 100 км/час. Большой запас высоты помогает при полете над водой и лесом.

«Но можно лететь и на высоте всего в один метр. Совершать прогулочные полеты над поверхностью земли и рассматривать простирающийся под ногами пейзаж — это тоже приятно», — отмечает Ааре, добавляя, что на одном баке горючего можно летать 2-4 часа.


Ааре уверяет, что парапланеризм ничуть не опасней какого-то другого технического вида спорта. Если переоценить свои возможности, в лучшем случае можно отделаться переломами и разбить летательный аппарат, в худшем — разбиться насмерть. По статистике, чаще всего люди погибают из-за плохой погоды, ошибок в управлении аппаратом и в результате утопления в воде.

«Когда на тебе около 30 килограммов груза и сверху на тебя обрушивается мокрое крыло площадью в 30 квадратных метров, шансы выжить невелики», — констатирует Ааре. У него самого за весь пятилетний стаж полетов ни разу не возникало опасных ситуаций. То, что глохнет мотор, дело привычное. На самом деле приземляться с остановившимся мотором даже безопаснее.

Летать можно весь год
18-летний Хейно, четыре года назад пристрастившийся к полетам, хорошо помнит, как однажды зимой сильный ветер почти десять минут таскал его по полю. «Порывы ветра несколько раз перекрутили купол, и я уже не мог его контролировать. Я надеялся, что зацеплюсь за какой-нибудь куст, но меня несло до самого леса», — вспоминает Хейно, по словам которого все это было скорей смешно, чем опасно. Ведь в воздухе параплан легко управляем.


Зимой тартуские любители парапланеризма поднимаются в воздух 3-4 раза в месяц, летом — пару раз в неделю. «В погожие дни думаешь только о том, как подняться в воздух», — не скрывает Хейно. Разъезжая по городу, он рассматривает каждую лужайку как потенциальную площадку для взлета.

В Тартуском клубе парапланеризма насчитывается около десяти активных любителей, по всей Эстонии их около сотни. Последнее крупное мероприятие состоялось в клубе на позапрошлой неделе, когда его члены совершили групповой облет Тарту.

По словам Ааре, многие люди интересуются парапланами и не прочь полетать, но ничего не делают для этого. «Люди ждут стимула. Мой стимул был в паспорте. Я понял, что если не сделаю этого сейчас, то мечта так и останется мечтой», — говорит Ааре, призывая всех к осуществлению своих мечтаний.  

Ключевые слова

Наверх