Cообщи

Хозяйка музея в Колкья всегда рада гостям

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Анна Портнова, которая совмещает в одном лице обязанности заведующей, экскурсовода, уборщицы и истопника в Колкьяском музее староверов, войдя в моленную, надевает на голову темный платок и знакомит посетителей музея — Терье Таммекиви (возле зеркала), Эско Вуоринена и Луизу Любек — с экспонатами.
Анна Портнова, которая совмещает в одном лице обязанности заведующей, экскурсовода, уборщицы и истопника в Колкьяском музее староверов, войдя в моленную, надевает на голову темный платок и знакомит посетителей музея — Терье Таммекиви (возле зеркала), Эско Вуоринена и Луизу Любек — с экспонатами. Фото: Margus Ansu

Согласно расписанию, понедельник и вторник у Анны Портновой, которая совмещает в одном лице обязанности заведующей, гида, уборщицы и истопника в Колкьяском музее староверов, выходные дни. Однако во время туристического сезона двери музея всегда открыты.


Летом, когда приезжает много гостей, устраивать выходные дни в музее, который Анна Портнова вместе со старейшиной волости Пейпсияэре Ниной Барановой основали 13 лет назад, не удается.
«Сегодня приедет группа финнов, — сообщает Анна. — Они должны были приехать в середине дня, но потом позвонили и сказали, что на пару часов опоздают».

Что поделаешь, придется подождать. Недавно, около половины шестого вечера, когда Анна вместе с племянницей мыла полы, приезжал полный автобус туристов. Самая поздняя экскурсия прибыла однажды в полдесятого вечера, но гостеприимная Анна, которая живет в селе Казепяэ недалеко от Колкья, все равно любезно встречала гостей.

Приезжают отовсюду

«Зимой у нас затишье. Приезжают в основном учащиеся и одиночные группы», — говорит Анна. Горячая пора начинается тогда, когда в причудских селах уже высажен лук, а это бывает в начале мая. Анна достает большую бухгалтерскую книгу, надевает очки и после недолгих подсчетов сообщает, что в нынешнем году этот маленький музей посетили уже три тысячи человек.

«На первом месте — немцы, потом идут финны и эстоноземельцы, — делает краткий обзор хозяйка музея. — Латышей приезжает довольно много, а вот русских очень мало. Из Нарвы были три-четыре группы и отдельные группы — из России».

Звонит телефон, и Анна записывает, что на следующий день в 11.30 музей хотят посетить девять эстонцев и англичанин, которые путешествуют из Тарту в Колкья на катамаранах.

В коридоре дома-музея слышен какой-то шум. Заходит молодая жительница Тарту Терье Таммекиви, вежливо интересуется, можно ли посмотреть музей, и кладет деньги за билет на комод. Раньше девушка о староверах не слышала. «Многие посетители ничего о нас не знают», — говорит Анна Портнова. И стоит ли этому удивляться: в этом году в Колкья побывали гости из Китая, США, Словакии, Франции, Аргентины, Испании, Австрии, Чехии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Великобритании, Польши, Голландии, Италии и Дании.

В последние пару лет туристические группы стали малочисленнее: если раньше приезжал автобус на 50 мест, то теперь группы стали вполовину меньше. Многие приезжают на своих автомобилях или велосипедах. «С группами, конечно, проще, — заметила Анна. — Если иной день бывает много народу, но по одному или по два человека, то к вечеру очень устаешь, потому что приходится рассказывать по двадцать раз».

Анна Портнова владеет эстонским и русским языками, а также немного немецким. «Языковых проблем у нас не возникает, — подтверждает хозяйка музея. — Сюда приходят открытые и доброжелательные люди, а у нас есть буклеты и сопроводительные надписи и на иностранных языках».

Самое большое впечатление на туристов производят обряды и традиции староверов, а еще — высокие, до полуметра, луковые грядки. «Люди не верят, что мы вскапываем их лопатами, — говорит Анна. — Раньше наши мужики в течение жизни успевали износить четыре лопаты — вот как много тогда работали».

В коридоре вновь слышатся голоса, в дверь тихонько стучат. В помещение входят Луиза Любек и Эско Вуоринен. Они родом из Финляндии, из Карьяа, расположенном недалеко от Хельсинки. В причудские края они приехали впервые, оба более или менее понимают по-эстонски. Анна зовет из дальней комнаты Терье Таммекиви в гостиную, и экскурсия начинается.

Анна рассказывает, кто такие староверы и что означает эта вера для причудского народа. «У нас есть свой батюшка, который знает наши обычаи и песни. Он проводит важнейшие обряды: крещение, исповедь и погребение», — говорит она.

Сейчас батюшкой служит 64-летний Андрей Иванович Сергин, который живет и несет службу в Казепяэ. Предыду­щий батюшка, Амвросий Иванович Сидоров, в прошлом году умер в возрасте 99 лет.

Доброе пожелание

Анна подходит к иконе. Надевает на голову темный платок и говорит, что, приходя в моленную (комнату), платок нужно закалывать под подбородком булавкой. В другое время женщина-староверка может повязывать платок так, как она хочет.

Хозяйка музея продолжает рассказ и сообщает, перемежая свою речь финскими словами, что теперь детей крестят преимущественно летом. «У нас ребенка при крещении трижды окунают в воду с головой, а летом вода теплая», — поясняет она.

Анна показывает, как староверы крестятся, как молятся и как читают нараспев свои молитвы. «Кто путешествует, пусть благополучно вернется назад, — говорит Анна, закрывая церковную книгу и глядя прямо на посетителей. — Это последняя строка этой молитвы, и она посвящена вам».

Повествуя о житье-бытье староверов, Анна рассказала, что в старину жители Причудья активно выращивали цикорий и лук, но теперь луковых грядок становится все меньше. У самой Анны в этом году «всего лишь» 15 грядок, которые дали около тонны-полутора урожая.

«Раньше у меня был большой участок, и я выращивала каждое лето по восемь тонн лука», — сказала она.

Наконец посетители стали собираться в дорогу, а Анна осталась ждать группу из 25 финнов. Вот такой выходной.

Знаете ли вы?
Русские староверы

• Староверы являются отделившимся от русской православной церкви движением, которое не признает реформы в церковном учении и богослужении, проведенные в XVII веке патриархом Никоном. Первые русские староверы покинули свою родину, спасаясь от преследований, и поселились на побережье Чудского озера в районе Муствеэ и Калласте еще в конце XVII столетия.
• Староверы крестятся двумя перстами и используют дореформенное Священное писание и Псалтырь. Хоровое пение при богослужениях одноголосое, используется особенно архаичное нотное письмо. При крещении ребенка его трижды опускают в воду с головой.
• Используется древний стиль иконописания, святые по Никону не чтятся. Богослужения продолжительные, при молитвах совершается больше поклонов, в том числе и до земли.
• Особенно консервативные староверы требуют, чтобы при богослужении надевались традиционные одежды для молитв. В наиболее строгих общинах мужчинам не разрешается сбривать бороду, нельзя пить кофе и чай, курение считается грехом. Особенно строгие староверы не позволяют чужим людям пользоваться своей посудой и предметами быта.
• В Эстонии насчитывается около 15 000 староверов, которые объединены в 11 приходов. Волость Пейпсияэре с населением более 800 человек на 95 процентов состоит из староверов.
Источник: Музей староверов в Колкья
----------------------------------------

Предания и поговорки староверов

• Все дома староверов строились рядышком. Предание гласит, что эстонцев бросали с неба на землю по одному, а староверов — пригоршней, поэтому и живут они вместе.
• Чтобы выгнать из-под печ­ки домового, хозяйка, обычно бабушка, которая чаще всего на ней спит, должна взять прихват для горшков, сесть на него и сделать по комнате три круга, приговаривая: «На войну, на войну, на войну».
• Из первого улова рыбак никому ничего не отдавал, чтобы рыбацкая удача не покидала его на протяжении всего сезона.
• Если навстречу идет баба с пустыми ведрами — урожая (улова) не будет. Но если в ведрах вода, урожай (улов) будет хорошим.
• Жизнь прожить — не шубу сшить и не поле перейти.
• Если самовар свистит, будет плохая погода или ветер.
• Держать собаку в доме — грех. Если собака вошла в комнату, дом надо освятить, прочесть канон, потому что собака водилась с сатаной. Держать кота можно. То, что собаку нельзя впускать в дом, связано с рождест­вом Христа. Когда Иисус (староверы говорят Исус) родился, паук сплел при входе в пе­щеру паутину, чтобы мла­денца не нашли, а собака ука­зала путь в пещеру.
• На Бога надейся, но и сам не плошай.
• Сколько бы Луна не светила, солнцем не станет.
• Пей чай, тоску вымещай.
• Бог создал три зла: бабу, нечистого и козла.
• Они молились Богу, но верили в черта. (Так обосновывали столкновения у ворот кладбища, когда староверы не разрешали хоронить на своем кладбище женщин, принявших православную веру).

Источник: сборник фольклора
староверов Эстонии «Чудное Причудье» литовских ученых Надежды Морозовой, Юрия Новикова

Ключевые слова

Наверх