"Я Иисуса не выбираю. Так же и русский народ: он уже выбрал форму правления - монархизм, где царь - не какой-то президент, а помазанник божий на земле", - втолковывает мне Георгий из Харькова. Он попал в Екатеринбург по другим делам, но на церемонию пошел. В Харькове, пожаловался Георгий, у верующего будут проблемы, даже если он наденет маленький значок с портретом царя: "Такие вещи объединяют империю, а Украина, сами понимаете, от нее отпала".
Крайне правый ультрамонархист Олег с Кубани объясняет: монархия - это копия того, что на небе, значит, единственно правильная форма правления.
"Конечно, мне приятно беспрекословно подчиняться государю, - пожимает он плечами. - Я же Богу подчиняюсь! А ваши выборы кончаются там, когда вы закидываете бюллетень в урну. А дальше что происходит? Ведь выборы сфальсифицировать можно".
"Глобальный праздник для всего мира"
Шествие движется мимо дорогих гостиниц центра города, мимо монструозного памятника Ленину, мимо светящегося стадиона чемпионата мира по футболу.
Начинаются спальные районы, а постепенно и дома становятся ниже, превращаясь, наконец, в советские дачи с покатыми крышами. Отсюда к Галиной яме уставших паломников везут на бесплатных автобусах. Но многие все-таки упрямо продолжают путь пешком.
"Он для меня пример стойкости, любви к Родине, внутри семьи, к своим подданным, - печально говорит Екатерина, паломница из Москвы. - Что мы можем сделать, чтобы признаться в любви царственным страстотерпцам? Только быть здесь и вместе пройти этим путем".
"Конечно, нам легче идти, чем им, царствие им небесное", - заключает Екатерина, вероятно, отождествляя маршрут останков царской семьи по Екатеринбургу с крестным путем Иисуса Христа на Голгофу.
А Наталья, юная паломница из Иркутска, радостно поздравляет окружающих с "глобальным праздником для всего мира", ведь эмигранты, которые уехали после революции, сегодня тоже здесь и радуются.
- Чему же радоваться? Людей убили, - не понимаю я.
- У христиан нет грустных праздников, у нас все веселое, - объясняет она. - Даже если мученики пролили кровь, они пострадали во имя Христа, а это великий подвиг.