Что дальше? После пяти дней хаоса есть соблазн предаться завораживающему ужасу. В администрации и Республиканской партии растет противостояние импульсивному, глупому подходу президента, стремлению прищемить союзникам пальцы и манере хвалить противников. Следствие Роберта Мюллера движется неумолимо и на удивление быстро, выявляя масштаб российского вмешательства. Запасайтесь попкорном.
Эдвард Лукас: Трамп и Хельсинки - что дальше? (1)
Второй соблазн — вцепиться в положительное. Какими бы ни были личные взгляды или уязвимые стороны Трампа, система правления США остается сильной. Несмотря на все проделки Хельсинки не стали Ялтой. Прошлые администрации тоже делали ошибки. Конгресс придерживается прежнего курса по вопросу санкций. Результатом саммита НАТО стало рассудительное коммюнике. Военное присутствие США в Европе усиливается. Оборонные расходы союзников растут.
Не менее опасны пассивность и попытки выдать желаемое за действительное. Для начала, полученная от Трампа дипломатическая реабилитация воодушевляет Путина. Президент США инвестировал свой личный престиж в поддержание дружеских отношений с кремлевским клептократом. Это помешает ему ответить на следующую проделку России.
Более того, Трамп может остаться у власти еще на шесть лет. С учетом тех изоляционистских и сердитых настроений, которыми президент пользуется на родине (и которые он разжигает), его преемник может быть сравнительно равнодушным к цене и выгоде Pax Americana. При всей напыщенности президента в торговой сфере США не станут в ближайшее время стратегическим противником для своих союзников в Европе, Азии и других регионах, но они также не являются больше бесспорным гегемоном на Западе.
Тем не менее, полный раскол не является неизбежным. Союзники не должны плыть по течению и могут выбрать другой курс, используя свои многочисленные ресурсы и отрегулировав свое чувство опасности. Будущее, скорее всего, не за официальными структурами, а за специальными порядками безопасности, в которых США будут участвовать в качестве соблюдающего условия партнера.
Какие-то из них окажутся свободными, а какие-то тесными, вроде занимающихся борьбой с терроризмом. Тесным должен быть и обмен данными разведки, хотя странные отношения Трампа с Россией вселяют тревогу: союзники больше не хотят, чтобы тайны, которые они добывали ценой наибольших усилий, попадали в утренний брифинг президента по разведке, поскольку боятся того, что с ними может произойти.
Чтобы заглянуть в будущее, взгляните на тенденции последнего времени. Старые структуры размываются, раньше между НАТО и ЕС не было разумного общения, а теперь они интенсивно сотрудничают. Швеция и Финляндия несмотря на то, что не состоят в НАТО, все ближе к альянсу.
Военное сотрудничество Запада с Украиной ближе, чем догадываются многие, и не в последнюю очередь потому, что пропитанный кровью опыт Украины по взаимодействию с Россией является столь ценным. Великобритания и Франция запустили по взаимно дополняющей многонациональной военной инициативе для координации быстрой и гибкой переброски войск; сформированные отдельное британско-французские экспедиционные сил планируют к 2020 году достичь готовности к действию.
Эти порядки пока не могут заменить вес США. Огневая мощь и маневренность войск США вне конкуренции. Ядерное оружие Франции и Великобритании не может заменить стратегическое сдерживание США.
Территориальная оборона — и катастрофическое мышление — это всего лишь часть безопасности 21-го века. Ядерное оружие не является ответом на российские кибератаки, приемы информационной войны и политические вмешательства. Эти информационные операции гораздо разрушительнее, чем кинетическое военное дело. Слабые российские войска могут выигрывать войны только в непосредственной близости от страны. В числе военных достижений российских злоумышленников Берлин, Братислава, Будапешт, Лондон, Прага, Рим... и Вашингтон, округ Колумбия.
Чтобы отреагировать на эти угрозы, нужны реорганизация правительства и общества, переосмысление нашего сфокусированного на силосных башнях подхода к контрразведке, уголовному праву, финансовому надзору, безопасности в интернете и регуляциям в медиасфере, а также придание новой формы нашей слабой культуре безопасности. Этот процесс будет затратным и сложным, болезненные компромиссы неизбежны. Лидерская роль США была бы полезна, но мы справимся и без этого.
* * *
Эдвард Лукас — автор снискавших международный успех книг «Новая холодная война» и «Обман», журналист и вице-президент действующего в Вашингтоне и Варшаве аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA).