С кризисными ситуациями проще справиться фирмам, имеющим прочное финансовое положение, широкий выбор услуг и существенную базу клиентов.
Обязательный залог, внесение которого требует законодательство, а наличие контролирует Департамент защиты прав потребителей, является защитным механизмом, который должен уберечь клиентов от финансовых потерь. В случае адекватной величины залога и правильного контроля, данный механизм является достаточным для минимизации рисков. Но недавние события, получившие широкую огласку в печати, показывают, что не все руководители турфирм могут или хотят правильно рассчитать адекватную сумму залога и предоставить соответствующую отчетность.
Согласно Закону о туристической деятельности, размер залога должен на 100 процентов покрывать внесенную клиентами предоплату и расходы на возвращение находящихся в поездке туристов домой.
Несмотря на то, что в законе оговорены минимальные ставки залога, правильным все же является наличие не минимально допустимой суммы, а залога той величины, которая позволит в любой момент покрыть все возможные непредвиденные расходы.
К примеру, руководствуясь этим принципом, за последние годы компания Estravel увеличила свой залог для путевок частных лиц в два раза — сегодня он составляет 703 200 евро, или более 11 миллионов крон.
Помимо залога важную роль играет и финансовая база турфирмы: более стабильным фирмам, имеющим внушительную клиентуру, легче ходатайствовать о соответствующих банковских гарантиях, тогда как небольшие или только что появившиеся на рынке компании должны вносить залог из собственного кармана.
Финансовая стабильность турфирм стала особенно важным фактором в прошлом году в момент банкротства туроператора TopTours. Крупные турбюро — Estravel, Baltic Tours, Kaleva Travel — приняли решение возместить клиентам отмененные поездки, хотя закон и не накладывал на них таких обязательств.
Для Estravel, в частности, это означало расходы в размере 400 тысяч крон. Это большая сумма и для крупной компании, но в данном случае на кону стояло доверие к рынку туристических услуг в целом.
Позволить себе такой шаг могли только крупные и надежные компании, поэтому реакция некоторых фирм на подобный жест доброй воли оказалась весьма болезненной — вплоть до обвинений в неэтичном поведении по отношению к конкурентам (ведь возмещать клиентам ущерб, причиненный третьим лицом, в данном случае туроператором, мы были не обязаны).
Тем не менее сегодня мы можем с уверенностью сказать, что такой шаг был просто необходим для того, чтобы доверие к эстонским турфирмам в целом было восстановлено.
Есть и второй аспект такого ведения дел. Последние годы стали самым трудными для туристического сектора с самого момента восстановления независимости Эстонии. Наводнения на Мадейре, извержение вулкана в Исландии, неразбериха, вызванная банкротством TopTours, забастовки авиакомпаний, становящаяся все более непредсказуемой обстановка в странах Ближнего Востока, тревожные новости относительно авиакомпании airBaltic — и все это на фоне мирового экономического и финансового кризиса.
Решив взять на себя убытки, причиненные клиентам в связи с банкротством туроператора, мы завоевали больше доверия клиентов, чем смогли бы получить при помощи какой угодно рекламной кампании.
Именно поэтому и в период вулканического кризиса мы считали своей обязанностью лично связаться с каждым из наших клиентов, оказавшихся в ловушке, и оказать максимальную помощь в организации обратной дороги наземным или морским транспортом.
Результат такой деятельности отражается и в росте объемов продаж, и в обратной связи, полученной от клиентов. Причем, эти шаги оценили и те клиенты, которых кризисные ситуации напрямую не коснулись. В одночасье надежность и доверие стали важнейшим аргументом при выборе продавца туристических услуг.
Никто не может дать гарантий, что банкротства и природные катаклизмы больше не повторятся. В туризме действуют обычные бизнес-законы: пока новичкам приходится рисковать, старые игроки делят рынок между собой, сильные выбиваются наверх, слабые вынуждены уходить.
Надеюсь, что также четко сработает и еще один закон: наиболее прогрессивные турфирмы Эстонии смогут указать путь преодоления кризиса остальным игрокам на рынке.