Учитель астрономии: почему нужно продолжать переводить часы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Солнце и небо. Иллюстративное фото.
Солнце и небо. Иллюстративное фото. Фото: Caro/ScanPix

Биологические часы являются причиной, почему переход на зимнее и летнее время нужно сохранить, а не прекращать, пишет в Postimees преподаватель физики и астрономии Айн Айнсаар.

В последнее время очень активно начали высказываться за прекращение перехода на летнее и зимнее время. Правда, сейчас еще кажется, что сторонники прежней системы все же остаются в большинстве. И автор этого материала разделяет их мнение. Причиной этого является не экономия электроэнергии, а биологические часы, на которые ссылаются и оппоненты.

Я, конечно, чувствую синхронизацию своих биологических часов с природными – самым мощным источников света Солнцем. Если Солнце начинает вставать раньше, чем я просыпаюсь, то кажется неправильным продолжать спать. Правда, точная связь между этими процессами неразумна и невозможна, но ведь естественно влияние природы на ритмы человека.

И после весеннего рывка ритма активности так приятно убедиться, что солнце вдруг увеличивает продолжительность светлого времени суток. Это же дает возможность сделать намного больше. Осенью из-за перевода часов, конечно, темень наступает быстрее, но темное время бывает и утром, а для продления светлой части суток фотонам Солнца неоткуда взяться.

Что ответить адептам консерватизма? Мы согласны с ними, что нынешнее зимнее время в каком-то годовом исчислении было бы правильным, потому что это - поясное время наших градусов долготы, то есть, Солнце точнее всего показывает 12 часов в районе обеда.

В этом смысле астрономии учить проще. Но причина, что «это соответствует особенностям сформировавшегося и записанного в наших генах круглосуточного ритма», названная президентом Эстонского общества сомнологической медицины Хейслом Вахером, - это перебор, поскольку наши биологические часы, то есть чувство ритма, не содержат (часов) цифр, а лишь промежутки между ними.

Биологические часы – мои и моих друзей – две ночи в год испытывают более или менее тревожащие рывки, но в году же еще 362 ночи, когда ничего не происходит и все восстанавливается. Такая же, но еще более дурацкая история происходит и с теми, кто путешествует из одного часового пояса в другой, особенно если разница во времени намного больше, чем один час, но и этот «рывок» для многих из нас является обычным и повторяющимся. Если бы все было так плохо, то обусловленная этим проблема «лечение больных» уже заставила бы нас позакрывать все наши аэропорты.

Автор – эмерит-доцент Таллиннского университета

Наверх