По окончании карьеры спортсмены теряют цель

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Легенда гребного спорта Юри Яансон продолжает интенсивно тренироваться, являя собой пример того, что и после окончания спортивной карьеры можно жить полноценной жизнью.
Легенда гребного спорта Юри Яансон продолжает интенсивно тренироваться, являя собой пример того, что и после окончания спортивной карьеры можно жить полноценной жизнью. Фото: Антс Лийгус / Pärnu Postimees

На пике своей карьеры топ-спортсмены ведут завидный образ жизни: они красивы и здоровы, ими любуются. Однако после завершения карьеры эта красивая сказка может превратиться в настоящий кошмар.

Через три месяца после ухода из спорта двукратный олимпийский чемпион, лыжник Андрус Веэрпалу, отвечая на вопрос, не возненавидел ли он лыжи после драматичной пресс-конференции по поводу допингового скандала, сказал: «Наоборот, 14 апреля я поехал в Кяэрику кататься на лыжах, да и в Отепяэ была вполне сносная лыжня. В какой-то момент, когда я был дома, самочувствие заметно ухудшилось. Мой организм требует постоянной нагрузки».

Когда легенда эстонского гребного спорта Юри Яансон  закончил карьеру, его супруга и тренер Татьяна Яансон сказала: «Он продолжает ежедневные тренировки, поскольку их отмена может быть опасной для здоровья».

Нужна постоянная нагрузка
Эти слова прославленных мастеров неизбежно наталкивают на вопрос: что же все-таки могло бы случиться, если бы они со дня бросили спорт? Почему их организм нуждается в постоянной нагрузке и почему прекращение тренировок может оказаться опасным? Ведь для многих спорт ассоциируется с хорошим здоровьем?

«Организм спортсмена, который занимается таким видом спорта, который требует выносливости, за многие годы привыкает к образу жизни, который ориентирован на постоянные тренировки и серьезные физические нагрузки, и который радикально отличается от образа жизни обычного человека.

Это значит, что организм приспосабливается соответствующим образом — помимо прочего увеличивается и сердечная мышца (левый желудочек)», — пояснил Postimees Юри Яансон, который теперь является членом Рийгикогу, но продолжает усиленно тренироваться.

По его словам, если такой организм лишить необходимой нагрузки на длительное время, в нем могут произойти патологические изменения. Тем не менее, жизнь топ-спортсмена не означает, что он до конца своих дней должен работать на износ — с годами восстанавливается состояние, так сказать, обычного человека. 

Как пояснил доцент медицинских наук Таллиннского университета Кристьян Порт, индивидуально следует различать быстрые (перепады гормонального обмена вещества и обмена сердечно-сосудистой системы то в одну, то в другую сторону) и более медленные изменения, но в основном это выражается в относительно быстром уменьшении мышечной массы и увеличении веса тела за счет роста жировой ткани.

В результате этого падают как работоспособность в целом, так и профессиональная компетенция. Процесс становится заметным через пару месяцев и зачастую длится довольно долго из-за сопутствующих этому снижению самооценки и нежеланию заниматься собой.

Спортсмены, привыкшие к большим нагрузкам и занимающиеся видами спорта на выносливость, быстрее начинают терять выносливость и переживают это драматичнее, чем тяжелоатлеты, поскольку в обыденной жизни они не получают привычную контрольную нагрузку.

В некоторых случаях, когда спортсмен махнул на себя рукой, последствия могут быть весьма плачевными. 

«Хронический стресс с психосоциальной основой, а также проблемы с весом увеличивают риск заболевания сердечно-сосудистой системы — возможны, например, гипертония или инфаркт, — поэтому вряд ли кого-нибудь удивит новость о бывшем топ-спортсмене, страдавшем от алкоголизма и избыточного веса, и умершего от инфаркта», — отметил Порт.

Вторая часть здоровья связана с душевным состоянием. Люди нередко считают, что спортсменам, особенно футболистам, сильно переплачивают, и при этом забывают, что если инженером или врачом человек может работать всю жизнь, то век спортсмена в большом спорте длится лишь несколько лет. После спортивной карьеры он должен  найти новый идентитет, но эта задача может оказаться не самой простой. 

«Безусловно, многие топ-спортсмены после завершения карьеры вдруг чувствуют, что утратили цель, способность к достижениям, а также одиночество и отчуждение — все это способствует снижению работоспособности, увеличению веса тела, проявлению хронических заболеваний, отсутствию контроля», — перечислил Порт признаки худшего сценария.

Самый худший сценарий
«Падают самооценка и самоуважение, растут злость и негодование, обостряются уныние и приступы депрессии. Из-за этого многие бывшие топ-спортсмены склоняются к алкоголизму. В целом складывается такое впечатление, что находящиеся на пике славы личности с сильным спортивным идентитетом хуже подготовлены к переменам, и поэтому в дальнейшей жизни являют собой наиболее вероятную группу риска», — побавил Порт.

Один из самых именитых эстонских велосипедистов Яанус Куум так и не смог окончательно адаптироваться к жизни после завершения спортивной карьеры. Когда  он понял, что с большим спортом покончено, то вместе с семьей перебрался в США и попытался там реализовать себя в бизнесе — он создал фирму по производству велосипедов. Но не о такой работе он мечтал.

Куум тоже нередко искал утешения в алкоголе, но это лишь ухудшало положение. В июне 1998 года в возрасте 34 лет он умер при загадочных обстоятельствах.

Общество должно помогать спортсменам вернуться к жизни

Вышеприведенные мрачные примеры не являются правилом. Тысячи бывших спортсменов продемонстрировали, что после окончания карьеры не у всех жизнь складывается по столь грустному сценарию — возьмем, например, таких известных эстонских мастеров, как Юри Яансон, Эрки Ноол или Яан Кирсипуу.

По мнению доцента Таллиннского университета Кристьяна Порта, общество должно активнее помогать спортсменам вернуться к обычной жизни.

«К сожалению, это зависит не только от желания самих спортсменов, у которых силы воли, как правило, больше, чем у десятка т.н. обычных людей.  Для того, чтобы спортсмены могли вернуться к обычной жизни, общество и ближайшее окружение должны оказывать им поддержку по чисто прагматическим соображениям, поскольку в конечном итоге так будет дешевле и выгоднее для всех», — полагает Порт.

Такое же мнение высказал и председатель Союза лыжного спорта Финляндии Матти Сундберг, комментируя пристрастие финского лыжника-профессионала Мика Мюллюля к алкоголю, которое в июле этого года закончилось смертью спортсмена.

Сундберг признал тогда, что в Финляндии следует более эффективно помогать бывшим спортсменам влиться в обычную жизнь. «Следовало бы предпринять активные меры значительно раньше и в большем объеме. Он уже давно находился в плохом состоянии», — прокомментировал Сундберг, упрекнув северных соседей в том, что именитого спортсмена, попавшегося на употреблении запрещенных веществ,  втоптали в грязь.

 Оступившегося человека начинают поносить публично и индивидуально. Это жестокое и беспощадное общество, где для гуманного отношения будто бы не находится места.




 

Наверх