В следующий понедельник в Таллинне начнется строительство Рейди-теэ, которое связано со многими артефактами, рассказывающими о нашем прошлом. Самый интересный исторический объект остался в стороне от места проведения строителсьтва, но он все же находится в треугольной парковой зоне, остающейся между Нарвским шоссе и Рейди-теэ, пишет Postimees.
Исторические откровения на Рейди-теэ
Бетонное сооружение, расположенное со стороны моря рядом с проходящей через парк велосипедной дорожкой, никогда не был связан с канализационной системой города, как это ошибочно считалось. Речь идет о капонире, или защищенной огневой точке, времен Второй мировой войны. Насколько известно, больше таких в Эстонии не сохранилось.
По словам историка Роберта Трёйфельда, их могло быть больше, но сохранился только этот. Речь идет об удлиненном бетонном сооружении, одна часть которого круглая и в центре которого есть проем.
Кадриоргский капонир большей своей частью находится под землей, хотя в действительности он был задуман на одном уровне с поверхностью: «К выходу, расположенному у задней части, вел отдельный ход».
Обычный в других местах, единственный в Эстонии
Еще недавно круглый проем капонира был закрыт бетонным люком, но кто-то очень сильный стащил крышку, и она валяется рядом на земле. При падении повреждение получил и бетон капонира, которому несколько десятков лет. Если смотреть внутрь через проем, то видно, что сам капонир забит мусором, поэтому сложно понять, какой могла быть его внутренняя часть.
«В 2010 году город заказ у меня обзор этого места. Тогда я предложил капонир очистить от мусора, закрыть и установить рядом пояснительную табличку», - сказал историк. Однако за восемь лет изменилось лишь то, что недавно установленная крышка при падении еще больше повредила стену капонира.
По словам Трёйфельда, такие капониры немцы начали строить в 1941 году, и в Европе их может быть около четверти миллиона. В народе местный капонир называют «Торбуком» по аналогии с ливийским городом и портом Торбук, где в 1941 году прошли тяжелые бои и, вероятнее всего, там использовали точно такие же сооружения.
«Это такой типичный проект и типичный способ строительства. Вообще есть 100-200 разных типов, самыми сложными были те, на которых возвышались танковые башни. Этот один из самых простых, толщина стен могла достигать 60 сантиметров», - рассказал историк.
«Тут могла быть какая-то система наблюдения, мог быть прожектор или ручной пулемет – не более того. В этом районе их могло быть и больше, может быть, даже пять. На некоторых советских картах есть отметки, которых их обозначают. Но это настолько большие карты, что невозможно точно определить, где они находились», - рассказал он.
Трёйфельд добавил, что капонир не был фронтовым сооружением, его, если говорить современным языком, использовали скорее для обороны периметра. Тут же недалеко порт, совсем рядом находились топливные склады эстонских времен: «Но место его расположения таково, что отсюда хорошо держать под наблюдением и спускающееся с горки Нарвское шоссе».
И хотя в масштабах Европы речь идет о вполне обычном военном сооружении, в Эстонии он единственный, а потому заслуживает того, чтобы быть сохраненным.
«Ближайший такой же находится в латвийском Лиепае, под Петербургом их много. Под охрану они не взяты, но обычно такие вещи защищают планировками. От Рейди-теэ он находится достаточно далеко, поэтому строительство дороги ему не повредит», - сказал историк.
Руководитель отдела охраны памятников старины Таллиннского департамента городского планирования Борис Дубовик также считает, что капониру сейчас ничего не угрожает: «Может быть в будущем, когда будут деньги, поставим там информационную табличку».
Память испаряется с берега
Прямо на пути строительства Рейди-теэ оказалась каменная плита, на которой когда-то находился монумент советскому герою, матросу Евгению Никонову. Согласно советскому нарративу, фашистские захватчики» жестко пытали Никонова, чтобы выведать у него военную тайну, и в итоге сожгли его заживо.
Потом появились и другие версии произошедшего. В их числе была и такая, что погибший в советское время якобы приезжал из России и посещал свою «могилу» и монумент.
Когда советская власть начала рассыпаться, памятник Никонову от «Русалки» начал исчезать по частям. Сначала воры утащили на металл голову бронзовой скульптуры, потом разрушенный монумент перевезли во двор Исторического музея. Куда-то делись постамент из гранита, на котором стояла скульптура и был описан его подвиг.
Сейчас все интересующиеся могут посмотреть скульптуру Никонова без головы в парке скульптур за дворцом Маарьямяги среди других памятников красным героям. «У скульптур еще нет табличек, но Никонова узнать просто: это единственный монумент без головы», - объяснила директор по развитию Эстонского исторического музея Инге Лаурик-Тедер.
С тем, что сохранилось, музей сейчас ничего сделать не может: «Если бы нашлось гранитное основание, на котором был разъяснительный текст, то памятник, конечно, имел бы ценность. На него бы мы установили и скульптуру, потому что это часть всего монумента».
Надгробные камни в береговом укреплении
Вместе со строительством Рейди-теэ исчезнет и нынешняя береговая стена между «Русалкой» и портом, сложенная из камней. Она, по крайней мере, частично собрана из надгробных камней, которые принесли с кладбищ Копли и Каламая, которые уничтожила советская власть.
Когда этот факт в начале 2000-х годов вскрылся, надгробные камни, разбросанные по пляжу, собрали. Но часть камней были использованы в береговой стене и находятся там до сих пор.
«Никто не должен беспокоиться о судьбе этих камней. Я лично слежу за тем, чтобы к ним относились уважительно», - заверил Дубовик.
Надгробные камни будут доставлены в коплиский кладбищенский парк. Говорят, что интерес к камням проявила местная еврейская община, потому что на берегу моря можно найти и надгробные камни евреев. Если Коплиское кладбище ликвидировали в 1940-х годах, то находившееся на улице Магазини еврейское кладбище советская власть начала уничтожать только в 1960-х. Не исключено, что часть надгробных камней привезена именно оттуда.
В любом случае вся береговая стена во время строительства Рейди-теэ будет сломана и участники процесса пообещали назначить ответственного, задачей которого будет позаботиться о том, чтобы надгробные камни были аккуратно отделены и сохранены.