Cообщи

Кто убил демократию?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эрик Роозе
Эрик Роозе Фото: Pm

Вполне вероятно, что когда-нибудь этот вопрос прозвучит. Например, если из-за экономических трудностей свободные СМИ прекратят свое существование. Подобный ход развития событий нельзя исключить, особенно в свете последних шагов Департамента конкуренции.


Несмотря на утверждение, что любое решение, защищающее свободную конкуренцию, всегда является хорошим, можно и нужно увидеть за деревьями и лес. Честно говоря, после этого казуса, который впервые затрагивает именно журналистский бизнес, многие государственные решения, будь то цены на электричество, финансовые продукты и тому подобное, видятся теперь в ином свете.

Но ближе к делу.
Представим себе два супермаркета в каком-нибудь маленьком городке. Расположены они рядом, покупателей у них немного, один работает утром, другой — вечером.

Можно сказать, что, если в городке есть два магазина, значит, существует конкуренция, от которой покупатель только выиграет... Так могут думать, ну, скажем, учащиеся 7-8-х классов. Но те, кто мыслят шире, должны задаться вопросом: что оказывает влияние на цены в магазине?

Конечно, расходы, связанные с организацией торговли, которые включают не только зарплаты продавцов-кассиров, но и расходы на отопление, охрану, уборку, затраты на руководство.
Если эти две торговые точки объединить, то в магазине можно было бы снизить цены, поскольку многих дублирующих расходов удалось бы тогда избежать. Или при этих же ценах всем продавцам можно было бы платить достойную зарплату.

С помощью этого упрощенного примера и можно пояснить решение Департамента конкуренции, которое запретило двум почтовым предприятиям объединяться. Для того, чтобы читателю стала понятна абсурдность ситуации, я должен пояснить, что представляет собой предприятие Ekspress Post.

Дело в том, что оно в равных долях принадлежит двум издательским концернам. Предприятие создавалось для того, чтобы ранним утром заказчики могли получать на дом газеты и журналы. Правда, Ekspress Post оказывает также услугу доставки писем (менее 10% от общего объема рынка!), но именно этот вид почти несуществующей конкуренции берется защищать департамент.

Честно говоря, сейчас я оказался в дурацкой ситуации: возглавляя Postimees, я состою также в совете Ekspress Post, в котором мы сами рекомендовали руководству предприятия смелее заниматься, кроме основной деятельности, расширением сети доставки, отдавая при этом предпочтение прямой доставке. И делать это не столько для получения прибыли, сколько ради того, чтобы за счет синергии расходы на доставку газет, а значит, и стоимость заказов, держать на низком уровне.
И вот теперь Ekspress Post и издателей газет и журналов наказывают за то, что они пытались удерживать цены на подписку для жителей Эстонии на приемлемом уровне. Напомню, что совсем недавно на услугу подписки был повышен налог с оборота.

Во многих государствах Европы ничего подобного не делалось. В это же время накручиваются акцизы на топливо, причем намного больше установленных Брюсселем пределов.

Все это приводит к резкому повышению стоимости подписки на газеты и журналы, поэтому некоторые издания вынуждены просто закрываться. Катастрофическое уменьшение дискуссионных изданий СМИ может привести к прекращению диалога в обществе, а может, и к смерти демократии.

Наверх