Эстония становится мировым центром опытов на животных

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мышь мутантной линии С57 не чувствует боли вследствие того, что у нее отсутствует пептидный рецептор. Ее изучение поможет понять феномен боли.
Мышь мутантной линии С57 не чувствует боли вследствие того, что у нее отсутствует пептидный рецептор. Ее изучение поможет понять феномен боли. Фото: SCANPIX

«Поющие вольфы» гласит надпись на клетке с подопытными мышами линии С57. Эти грызуны, как и остальные 10 000 их собратьев, находятся в лаборатории ТУ с единственной целью — помочь ученым найти новые пути лечения болезней.



«Опыты на животных — часть современной медицинской науки. Без испытаний на животных медицинской науки в ее нынешнем виде просто не было бы», — говорит профессор физиологической геномики Тартуского университета и председатель Эстонской лицензионной комиссии по проведению опытов на животных Сулев Кыкс (на фото).

«Все до единого лекарства на аптечных прилавках прошли испытания на животных, — поясняет Кыкс и приводит классический пример — историю открытия инсулина. — Если бы в ходе разработки инсулина собаки не погибали, возможно, страдающие диабетом продолжали бы умирать и сегодня».

От опытов на животных, по словам Кыкса, ученые совсем не в восторге. «Но какой бы могла быть альтернатива? Человек? Или же нам вообще не стоит больше проводить исследований — и просто умирать?» — спрашивает Кыкс и отмечает, что увеличение продолжительности жизни человека достигнуто не без помощи животных.

«Гордиться опытами на животных не стоит, но и стесняться их тоже нечего», — считает он.

Экспорт с умом
В Эстонии для опытов используются преимущественно мыши и крысы, в какой-то мере также свиньи и кролики. Мартышек, собак или кошек в лабораториях пока нет. Исследования, во имя которых подопытные животные отдают свои жизни, подразделяются на физиологические и фармакологические.

Например, проводятся опыты для выяснения воздействия лекарств на животных. «Препарирований животных проводится немного. В основном все-таки ведутся наблюдения за живыми животными», — отмечает профессор Кыкс.

В качестве одного из наиболее успешных исследователей в этом направлении можно назвать научного сотрудника ТУ Марио Плааси, создавшего генетически мутировавших мышей, которые, по всей вероятности, приобрели способность заразиться гепатитом С.

Если грызуны, проходящие сейчас тестирование в США, действительно будут способны заразиться гепатитом С, это станет предвестием прорыва в поисках лекарства от гепатита С. До сих пор исследования этого заболевания были ограничены тем, что помимо самого человека гепатитом С способны заражаться только шимпанзе.

Профессор Сулев Кыкс полагает, что в течение ближайших трех-пяти лет Эстония может превратиться в мировой центр поведения опытов на животных. «И не просто опытов, а умных опытов на животных, в которых мы будем использовать очень хорошие и продуманные живые модели», — поясняет Кыкс.

На языке ученых живая модель означает животное с симптомами человеческого заболевания, с генами которого была проделана работа, с тем чтобы животное могло имитировать заболевания, которыми страдает человек, и на нем можно было испытывать лекарственные препараты и исследовать заболевания. Уникальная живая модель такова, что ее не способны создавать конкуренты или же они не могут создать ее столь же качественной.

«Знания и опыт позволяют нам заняться умным экспортом, с высокой прибавленной стоимостью: заказчик обращается к нам, мы здесь проводим опыты и продаем ему информацию, может ли лекарство быть потенциально эффективным или нет», — поясняет Кыкс.

Новый виварий
Научные наработки и опыт для проведения сложных опытов на животных, по мнению Кыкса, в Эстонии есть. Не хватает только условий и технологии, но и этот пробел будет восполнен, поскольку в скором времени в Тарту будет построен крупнейший в Эстонии и самый современный виварий.

Виварий, на строительство которого уйдет два года, создаст великолепные условия для проведения опытов на животных, уверен Кыкс. Например, в новом здании будет оборудована лаборатория высокого класса биологической безопасности, где можно будет исследовать биологическое оружие.

«Мы хотели бы стать парт­нерами НАТО и других структур обеспечения безопасности в исследовании биологического оружия», — говорит Кыкс.

Новый виварий, по словам Кыкса, будет также способствовать повышению вариативности подопытных животных: например, наряду с мышами и крысами можно будет использовать еще и мартышек, которые могут принести большую пользу при изучении болезни Паркинсона и разработки лекарств для борьбы с ней.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх