Недовольство и разногласия между мелкими акционерами и руководством одного из самых крупных предприятий Эстонии — Балтийского судоремонтного завода (BLRT Grupр) — царят уже около года. Сейчас некоторые акционеры требуют созвать экстренное общее собрание.
Акционеры BLRT требуют от Бермана полной ясности
На Балтийском судоремонтном заводе, являющемся флагманом эстонских предприятий, работают около 3500 человек. В 2010 году глава концерна Федор Берман со своим капиталом в 2,478 млрд крон занял первое место в рейтинге самых богатых людей, составляемом Äripäev. В 2004-м он был назван лучшим предпринимателем года.
Отношения между владельцем и мелкими акционерами предприятия обострились летом прошлого года. Причиной конфликта стало распределение дивидендов. А именно, несмотря на то, что крупные акционеры BLRT Grupр являются давними знакомыми и коллегами, предприятие до сих пор ни разу ни одному акционеру не выплатило дивиденды. Берман, скорее, опасался перекупки предприятия.
Странная история
В прошлую пятницу миноритарные акционеры AS BLRT Grupp Михаил Гнидин, Валерий Коваленко и NSC Investments отправили правлению письмо, в котором сообщили, что не позднее 1 ноября хотят созвать экстренное общее собрание.
Одновременно они передали правлению состоящий примерно из 20 пунктов перечень вопросов о положении и планах предприятия, на которые хотят получить в ходе собрания исчерпывающие ответы правления.
«На последнем общем собрании BLRT Grupp многие вопросы остались без ответа, и мы хотим получить детальный обзор нынешней деятельности концерна и планов на будущее», — сказал член правления NSC Investments Арто Аутио.
Общественности до сих пор не был известен инцидент, произошедший летом прошлого года, когда Берманы (на предприятии работают брат Федора Бермана Игорь и сын Марк. — Ред.), опасаясь перекупки фирмы, предприняли довольно странные ходы, пытаясь перекупить акции.
Одно из первых мест в рейтинге богатых людей Äripäev занимает Валерий Каркачев как акционер BLRT Grupp.
Как стало ясно из судебных документов, однажды ночью в августе прошлого года Каркачеву позвонил начальник службы безопасности BLRT, который приказал ему явиться в офис. Супруга Каркачева в тот момент находилась в России, куда уехала навестить больного родственника.
В конторе Каркачева ждали Игорь Берман и Марк Берман. Ему показали чистые листы бумаги, на которых была его подпись. Берманы объяснили, что на этих листах можно оформить сделку о продаже принадлежащих Каркачеву акций таким образом, что они будут проданы Валерию Коваленко, который держит второй по величине после Берманов пакет акций BLRT Grupp, и который давал Каркачеву в долг 100 000 крон на покрытие лечебных расходов.
Берманы заявили, что лечебный заем при этом можно будет истолковать как цену, уплаченную за продажу акций. Игорь Берман заверил, что потеря акций — это лишь вопрос нескольких часов, что речь идет о попытке перекупки акций BLRT Grupp миноритарными акционерами, которые хотят разрушить предприятие. Он отметил, что единственный способ избежать этого — передать их ему на хранение. Акции он пообещал вернуть по первому требованию.
Той же ночью Каркачеву позвонил глава BLRT Grupp Федор Берман, который заверил, что акции будут возвращены. Утром на счет Коваленко были перечислены 100 000 крон, а все принадлежавшие Каркачеву акции были переведены Игорю Берману по их номинальной стоимости, общая сумма составила 825 000 крон.
На тот момент стоимость пакета акций Валерия Каркачева составляла несколько сотен миллионов крон. Когда Тамара Каркачева вернулась из России домой, ее очень удивило сообщение о переводе акций.
Семья решила вернуть акции, поскольку для их передачи было необходимо согласие Тамары Каркачевой, законной супруги Валерия Каркачева. 10 августа они встретились с Игорем и Федором Берманами и предъявили соответствующее требование. В ответ они услышали «нет».
Акции удалось вернуть
Поскольку с помощью предприятия Swedbank, выступившего посредником при передаче акций, аннулировать сделку не удалось, 23 сентября Тамара Каркачева подала Берману заявление с требованием вернуть акции.
Ценные бумаги так и не были возвращены, поэтому семья Каркачевых обратилась в суд. По данному гражданскому иску не было проведено ни одного заседания суда. Дело было решено в порядке компромисса: Каркачев потерял работу на судоремонтном заводе, но получил свои акции обратно.
Пока разворачивались описанные выше события, в результате многочисленных сделок и сложных ходов «золотая акция» сменила своего владельца и Берманы стали мажоритарными акционерами концерна.
Пресс-секретарь BLRT Grupp Катя Любобратец сообщила, что ходатайство об общем собрании акционеров будет рассмотрено, кроме того, будут предприняты шаги, соответствующие законодательству.