/nginx/o/2018/07/23/11032421t1h5511.jpg)
Сторонние наблюдатели считают покоривший сердца сотен, если не тысяч эстонцев OneCoin финансовой пирамидой или мошенничеством.
Сторонние наблюдатели считают покоривший сердца сотен, если не тысяч эстонцев OneCoin финансовой пирамидой или мошенничеством.
Урве (фамилия известна редакции - прим. автора) уже на пенсии. Много времени она проводит в местном деревенском обществе, с нетерпением ожидая 8 октября. Тогда криптовалюта OneCoin, которая четыре года жила закрытой жизнью и которую считают финансовой пирамидой, выйдет на открытую биржу.
В этот октябрьский день должно выясниться, разбогатела ли Урве. В течение нескольких лет она вложила в систему OneCoin более 15 000 евро, за что купила образовательный пакет и получила десятки тысяч coin. Одна монета в этой системе стоит 20 евро, а если Урве приумножит свои деньги, то станет миллионеркой.
Но пока дела обстоят иначе. Действующий четыре года OneCoin до сих пор не вышел на открытый рынок и, по сути, с его монетами нечего делать. В закрытой системе их можно покупать и продавать, а если все будет идти хорошо, то можно на некоторых связанных со схемой порталах приобрести кое-какие путевки. Но на этом пока все.
Вложенные деньги оказываются в «заключении» конто и фирма информацией не делится. Монет может быть столько угодно, но с ними нечего делать.
Урве говорит по телефону, что не хочет общаться с журналистами. Это обычное дело. Она советует обратиться к лидеру OneCoin в Эстонии Анне Наури.
«Что вам интересно? Хотите знать об OneCoin или криптовалюте?» - деловито спрашивает Наури. Получив ответ, что интерес есть к OneCoin, Наури сразу же порывается дать контакт пресс-секретаря фирмы. «У меня нет права ничего комментировать», - утверждает она. На вопрос, кто дал такое распоряжение, не отвечает.
Вместо этого еще в 2014 году имеющая отношение к OneCoin Наури оставила предупреждение в группе в Facebook, которой она же руководит, чтобы никто не общался с журналистами. «Если вам позвонил ЖУРНАЛИСТ, то, пожалуйста, дайте знать об этом, мы обязаны сообщать о подобном медиаслужбе ONE (ссылается на OneCoin - прим. автора), они общаются с прессой. Не допустим необоснованного ворчания в свой адрес. 8 октября не за горами, когда фирма выйдет на рынок, но до этого есть время», - писала она.
Группа в социальных сетях, в которую входят из 800 заинтересованных человек, состоит лишь из постов Наури, которых в дни наибольшей активности насчитывается более десяти. Описание группы конкретное: «С небес падают деньги».
Посты Наури по большей части составляют цитаты болгарской создательницы OneCoin Руи Игнатовой.
Автор системы Игнатова предстает перед народом в невероятных платьях, исключительно с ярким макияжем и идеальной укладкой. С ней встречались и некоторые эстонцы. «Все, кто с ней встречался, говорят, что она мистическая», - утверждает один из владельцев криптовалюты.
Наури видела Игнатову три раза, но получить от нее информацию об этом крайне сложно «Да, я с ней встречалась, но у меня нет права давать комментарии», - настаивает она, опять рекомендуя обратиться в пресс-службу OneCoin.
Но за пределами системы не все выглядит так радужно. Полиция провела обыски в конторах OneCoin, задержала несколько человек и, как утверждается, общественность не видела Игнатову с октября. В СМИ и на форумах спекулируют, что Игнатова уклоняются от расследования. Однако ее главное послание - OneCoin будет жить несмотря ни на что - по-прежнему распространяется в социальных сетях.
Именно по этим причинам - культ личности и закрытость - эту систему на тех же порталах сравнивают с сектой.
За четыре года OneCoin прочно укрепился в Эстонии. По данным на домашней страницы системы, в Эстонии открыто более 7800 конто, по стране проводятся вербовочные мероприятия, костяк собирается каждую неделю на собрания. На этих встречах обсуждается выход OneCoin на открытую биржу и перспективы, связанные с этим событием, а также ведется другая подготовительная работа к октябрю.
До Наури деятельностью OneCoin в Эстонии управлял Аво Вялисте. «Появились новые и более интересные проекты», - объясняет Вялисте, почему больше не занимается этим. На вопрос, является ли OneCoin перспективным проектом, он не отвечает прямо. «Какая-то польза все-таки есть. Но совсем не такая, как предполагалось», - говорит Вялисте.
«Большинство людей покупали себе coin для того, чтобы пользоваться ими в будущем. Но сейчас этого нельзя сделать и о планах ничего не известно. В руководстве нет прозрачности и неясно, что происходит», - объясняет он.
Исполнительный директор эстонского предприятия Dagcoin, также создавшего криптовалюту, Нильс Гроссберг, некоторое время назад был связан с OneCoin. Человек, который некогда хвалил эту сомнительную схему, теперь отзывается о ней критически.
В вышедшем прошлым летом интервью газете Äripäev он говорил, что больше всего его беспокоил вопрос, есть ли у OneCoin вообще криптовалюта, движутся ли они в правильном направлении или речь идет о мошенничестве. «Понимаете, если возникают подобные подозрения, невозможно продолжать участвовать в этом проекте», - подчеркивал он тогда.
Теперь, общаясь с Postimees, Гроссберг не захотел давать оценку OneCoin: «У меня не права давать оценку. Каждый член там независимый перепродавец и у каждого предприятия существуют свои правила. А независимых перепродавцов нельзя комментировать, могут повесить на шею судебное дело».
Таким образом, многие связанные с OneCoin вопросы остаются без ответа. Особенно те, идет ли речь о финансовой пирамиде, мошенничестве или в октябре на рынок выйдет крутая криптовалюта. Без ответа остались и отправленные в начале прошлой неделе пресс-службе предприятия вопросы.