Cообщи

Коробейник: объектом соперничества все чаще становятся люди, а не материальные ресурсы (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Андрей Коробейник в студии Postimees
Андрей Коробейник в студии Postimees Фото: Pm

Министерство внутренних дел Эстонии направило на согласование проект поправок в Закон об иностранцах, которые упростят для некоторых из них возможность жить и работать в Эстонии. Планируется создать новый вид виз для так называемых «дигитальных кочевников» или «дигитальных номадов» - ИТ-специалистов, финансистов и маркетологов, которые работают по всему миру, а страну проживания выбирают по удобству, передает Rus.Err.

Тему дня портала Stolitsa.ee прокомментировал предприниматель Андрей Коробейник:

«С развитием технологий, действительно, меняется рынок труда и само понятие рабочего места – далеко не всегда работник должен проводить свой рабочий день в офисе, а новая экономика позволяет получать доход из разных источников (например, программировать, писать статьи, сдавать квартиру и машину в аренду с помощью интернет-сервисов). Объектом соперничества между государствами все чаще становятся люди, а не традиционные материальные ресурсы, такие, как территория или полезные ископаемые. Поэтому, конечно, государства экспериментируют с новыми инициативами по привлечению так называемых "цифровых кочевников" (digital nomads) и со временем мы будем видеть все больше таких инициатив.

Интересным экспериментом в этой области стала программа "электронного гражданства" Эстонии, которая позволяет получить ид-карту для использования услуг электронного государства людям, не имеющих эстонского гражданства или вида на жительство. Этот проект себя оправдал и оказался успешным в имиджевом плане, конкретная польза для экономики Эстонии была не такой весомой из-за проблем с реализацией. Сложности с открытием банковского счета, устаревшие электронные услуги и хаотичная налоговая политика последних лет заставили многих "электронных граждан" забыть про свою эстонскую ид-карту и выбрать другие страны для своих фирм.

Новая идея по поводу визы для "цифровых кочевников" – людей, которые могут работать из любой точки мира – тоже, безусловно, шаг в правильном направлении, но и она может столкнуться с суровой эстонской реальностью. Сегодня такие люди выбирают для работы страны с низкими ценами, хорошим климатом, быстрым интернетом и населением, знающим английский язык и хорошо относящимся к иностранцам. Эстония по понятным причинам не возглавляет списки популярных среди "цифровых кочевников" мест, да и в принципе в этих списках пока не фигурирует – сегодня популярны такие страны, как Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Бразилия, Португалия, Хорватия.

Для Эстонии козырем как раз может стать специальная виза для "цифровых кочевников" – если тебя прямо приглашают к себе, то такое гостеприимство может перевесить сравнительно высокие цены и проблемы с погодой. Эстония сегодня является мировым лидером по количеству успешных стартапов на душу населения и одним из лидеров по количеству ICO (привлечению средств через продажу крипто-токенов), так что определенные конкурентные преимущества у нас все же есть.

"Цифровые кочевники" приносят экономике страны, скорее, косвенную пользу. Они обычно не работают на местные фирмы, но зато покупают местные продукты и услуги, привносят свою компетенцию в местные проекты, а некоторые из них могут в итоге остаться в Эстонии – пойти работать в местную фирму или просто стать эстонским налоговым резидентом.

Важно, чтобы реализация этой программы не создала отрицательного имиджа вместо положительного. Если, например, визу будет получать один соискатель из десяти, а местные банки по-прежнему будут отказывать таким людям в открытии расчетного счета, то ничем хорошим это не кончится. Поэтому остается надеяться, что из проблем с программой "электронного гражданства" выводы сделаны и для "цифровых кочевников" путь окажется не таким тернистым».

Наверх