Cообщи

Костю и Тармо знаешь?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Тармо Тедер
Тармо Тедер Фото: SCANPIX

Триумф или какая-либо победа национальной сборной автоматически связывается с силой государства и народа. Мало кто из посетителей пивного ресторана Karja Кeldеr знает, кто такой Томас Транстремер, но зато там все знают, кто такие Костя и Тармо. Значит, так тому и быть, пишет Тармо Тедер.
 

Лет пять назад кто-то в эпатаже бросил фразу, что культура, т.е. изящные искусства являются хиреющим ответвлением спортивного отдела футбольного министерства.

То ли к сожалению, то ли к счастью, иногда брошенные преувеличения осуществляются, хотя долгое время ничего на это не указывало. Но теперь в воздухе чувствуется приближение мощного циклона.

Эстонские футбольные фанаты, болельщики и злопыхатели почти двадцать лет должны были значительно чаще глотать горькие пилюли, чем сладкие конфеты. Но веру и надежду они не теряли даже в самые тяжелые депрессивные дни.

Футбол является самой демократической игрой человечества, а мяч круглый. Все может измениться даже не за несколько минут, а буквально за несколько секунд. А вот на то, чтобы создать команду, уходят годы.

Ох, с чем только не сравнивали футбол, отдавая ему первенство: сексом, литературой, перформансом и пасьянсом. Так что, похоже, что футбол не только самая демократичная игра, но и самая эмоциональная, большой спектакль, объединяющий и разделяющий народные массы и государства.

Созданный цивилизацией и культурой универсальный заменитель войны, который не требует ни пушечного мяса, ни авианосцев. Но все же никогда не стоит забывать и о том, что взрыв эмоций может превратить человека в животное, что вызывало ненависть и приводило к десяткам человеческих жертв, как это произошло, например, в 1980 году во время драк между зрителями во время двух игр ливерпульского клуба в Брюсселе и Хиллсборо, имевших трагические последствия.

В самом начале этой статьи я предложил парадоксальную иерархию. Согласно обычной логике в системе административного управления футбол рассматривают как подразделение спортивного отдела Министерства культуры.

Но в жизни имеется своя обратная сторона, которая может все вывернуть наизнанку и довести до абсурда. Победная серия игр нашей сборной затронула даже очень далеких от футбола людей. Говорящие на разных языках совершенно чужие люди обнимали друг друга на улицах и в пабах совершенно не смущаясь своих эмоций. Кампания уличной рекламы а-ля «Сергея и Индрека знаешь», проводившаяся много лет назад, теперь наполнилась содержанием.

И не нужно развешивать всюду страшноватые плакаты. И что еще, как не страстный футбол из плоти и крови и шуршание сетки ворот соперника может так тесно сплотить большинство жителей Эстонии?

Безусловно, удалось это сделать золотым олимпийским медалям Веэрпалу и Шмигун, но наша сборная по футболу сделала только первый серьезный шаг в сторону выхода из группы в розыгрыш ЧЕ. Может, именно футбол является общей и интересной для всех темой для разговора, а обойти тему побед не смогут даже самые ядовитые комментаторы.

Разумеется, сейчас в Эстонии достаточно людей, для которых Таммсааре, Тубин, Окс и Вийральд в десять раз важнее, чем самые крупные победы национальной сборной по футболу. Но даже самые горячие поклонники изящных искусств, иронично настроенные по отношению к спорту интеллектуалы и до мозга костей поклонники баскетбола и лыж, вынуждены как-то реагировать, когда футбол начинает занимать место культуры и других видов спорта.

Похоже, что у нас, как это принято в Италии, футбол стал превращаться в своеобразную религию, чему способствует и пресса, которая не экономит дров на раздувании паров.
В пятницу вечером всех развлекла, так называемая, футбольная студия ETV, которая в этот раз разместилась в пивном ресторане Karja Кeldеr. По-моему, это было удачное и интересное решение. Футбольные комментарии следует произносить не в стеклянном ящике, а находясь среди народа.

В субботней AК (Актуальной камере) победа нашей сборной в Белфасте стала второй новостью после сбора каких-то подписей профсоюзами. Вспоминается ворчание полуторагодовалой давности о том, что чуть ли не каждый вечер выходят выпуски новостей АК, в которых нет места новостям культуры, зато о чьих-то менисках или бедренных мышцах говорят по пять минут.

Понятно, что изящные искусства для партий и правительства гораздо опаснее, чем однозначно понимаемый спорт, в том числе и футбол. Излишняя поэзия или эстетика могут заставить людей думать своими головами, принять «вредные» настроения и этим поколебать власть.

Футбол тоже воспринимается однозначно как докерами, так и политтехнологами — триумф или хоть какая-либо победа национальной сборной автоматически связывается с силой государства и народа. За поражения отвечает тренер и его нерасторопная команда, а гордость победы распределяется среди более широкого круга лиц. Каждому свое!

Нет смысла распространятся тут о финансово-политическом измерении глобального футбола: большая игра — это большой бизнес. Болеет народ не только в пабах, но, например, в Европарламенте, где депутаты специально для этого устраивают перерывы в заседаниях, чтобы вместе посмотреть телевизионную трансляцию матча ЧМ. И вряд ли эта игра их больше разделяет, чем сближает.

Невзирая на различные симпатии и национальные представления, необходимо отметить, что в ООН сейчас входят 193 государства, а в ФИФА — 208.

Футбол является эмоционально объединяющей силой и на микроуровне общества — на семейном уровне. Вторая половина, которая ко второму тайму поздней игры привыкла уже забираться под одеяло, вынуждена солидарно терпеть и ждать финального свистка.

И даже собака, которая находится где-то неподалеку, где еще слышна трансляция матча, сидела понурив голову, но, заслышав восторженные крики по поводу забитого гола, мордой открывает дверь и врывается в комнату, при этом ее встревоженный вид выражает полное недоумение.

И когда вы начинаете делиться с ней радостью от забитого гола, то видите в ее непонимающих глазах критический упрек — и чего это вы меня из-за такой ерунды беспокоите. Да, люди становятся странными, когда болеют за любимую команду.

Но иногда футбол может и разделять семью. У меня есть несколько знакомых (я и сам принадлежу к их числу), которые приобретали себе по отдельному телевизору, зная, что предстоит важная футбольная игра.

А тут выясняется, что жена в своей комнате тоже смотрит этот же самый футбол — ведь надо же разобраться, что в этом футболе так сводит мужчин с ума. В этот раз получилось так, что выход в розыгрыш эстонской сборной в группе решили между собой игроки сборных двух бывших югославских республик Сербии и Словении.

Сборная маленькой Черногории прекрасно отыграла отборочный турнир — умудрились сыграть вничью с Англией и выйти в розыгрыш.
Но нас больше всего радует успех эстонской сборной, которая дома набрала семь очков и в гостях — девять. И, что особенно важно, трижды в гостях наша сборная проигрывала со счетом 1:0, но не сдавалась!

В гостях удалось обыграть достаточно сильные сборные Сербии, Словении и Северной Ирландии. Полностью неудавшимися можно считать только две игры: в Италии и на Фарерах. Как и бывает в футболе, нашим ребятам то везло, то не везло. Соотношение голов 15:14 говорит о многом, еще никогда ранее эстонской сборной не удавалось так сильно выступать на турнирах такого уровня.

Блестяще проявился яркий талант Константина Васильева. Но не только он является нашим «умом, честью и совестью».

Гибкая радикальная тактика превратила мягкого психолога тренера Тармо Рюйтли в волшебника, который в нужный момент со скамейки запасных выпускал на поле игрока, который и добивался решающего результата. Хотя одного нашего полузащитника в этот раз вытащить из-за океана не удалось.

Всегда необходимо заглядывать вперед, хотя бы на два или три года. За подъемом может следовать спад или еще более крутой подъем. Мне кажется, что настоящий подъем эстонского футбола будет иметь место лет через 10-15. И неважно, как будут звать этих парней: Яан или Иван, Мати или Матвей.

Мало, кто из посетителей пивного ресторана Karja Кeldеr знает, кто такой Томас Транстремер, но зато все отлично знают, кто такие Костя и Тармо. Значит, так оно и должно быть!

Ключевые слова

Наверх