Для участников дорожного движения грядут перемены: глава МВД хочет ужесточить наказания (8)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрес Анвельт.
Андрес Анвельт. Фото: Eero Vabamägi

По мнению министра внутренних дел Андреса Анвельта, в связи с тем, что у нас крайне невысока культура дорожного движения, необходимо ужесточить наказания для нарушителей, не ограничиваясь простым предупреждением.

В последние годы число несчастных случаев на дорогах понемногу снижается. Но небольшое число погибших в прошлом году было, к сожалению, аномалией. Причины этой аномалии тоже следует проанализировать. Количество несчастных случаев на дорогах из года в год держится на уровне 1400 происшествий и снижается медленно, хоть и верно.

Ситуация серьезная. Наверное, нет необходимости напоминать, что на сегодняшний день своей жизни на дорогах лишилось практически столько же человек, сколько за весь прошлый год. Впервые за несколько лет зима была холодной и, к сожалению, принесла много жертв. После этой зимы Департамент полиции и погранохраны в сотрудничестве с Департаментом шоссейных дорог пересмотрел требования к обслуживанию дорог. На сегодняшний день они изменены, и мы надеемся, что следующие зимы больше не будут такими опасными.

Но в то же время растет и нагрузка на дороги: например, по промежуточному отчету Департамента шоссейных дорог из крупных шоссе на одной только Таллиннской окружной дороге нагрузка выросла на 15,3%, а на шоссе Рига-Псков на целых 32,2%, а это означает, что полиция должна успевать ко все большему числу нарушителей правил дорожного движения.

Повышению эффективности надзора за дорожным движением поспособствует вступающее с нового года в силу сокращенное производство, которое в несколько раз сократит требующееся патрулю время на оформление одного простого нарушения участника дорожного движения. Поэтому в течение своего рабочего дня полицейский успеет заняться большим количеством происшествий, также он чисто физически успеет больше пообщаться (хоть с целью предупреждения, хоть с целью наказания) с гораздо большим числом участников дорожного движения, чем раньше. Нарушителей также будет дисциплинировать вступающий с нового года в силу штраф, который будет зависеть от размера доходов.

Число производств о проступке в последние годы постепенно снижается. Следует проанализировать, почему. Полиция выбрала тактику, в соответствии с которой в случае с более легкими нарушениями правил дорожного движения нужно больше предупреждать и меньше наказывать, но слишком медленно улучшающаяся ситуация на дорогах показывает, что мы можем быть еще не готовы к такому подходу. С этим ничего не поделать: полицейский надзор все-таки должен выражаться в сильной политике наказаний, хоть и хочется, чтобы было иначе. Наша культура дорожного движения еще недостаточно высокая. Я дал задание проанализировать прежнюю тактику и сделать выводы для принятия новых решений.

Более жесткая политика наказаний доказала себя на примере с пьяными водителями, где в качестве одной из мер с разрешения суда конфискуется немногим более 230 автомобилей в год, а число несчастных случаев, случившихся из-за любителей порулить в пьяном состоянии, из года в год снижается. Теперь мы должны поднять общественную дискуссию о том, следует ли расширить возможность конфискации транспортных средств, и обратить внимание на злостные повторные виды нарушений, которые угрожают жизни и здоровью людей. Одними из таких нарушений являются, например, повторяющиеся случаи очень большого превышения скорости.

Все большей проблемой становятся и отвлекающие действия за рулем, которые СМИ очень точно начали называть «смарт-опьянением». Наши автомобили стали настолько удобными и безопасными, что мы позволяем фальшивому чувству безопасности обмануть себя – машина же едет сама. Иногда доходит до того, что само управление автомобилем становится посторонним действием. Полиция быстро на это отреагировала, и если сравнить с позапрошлым годом, то в этом году составлено в два с половиной раза больше протоколов (в общей сложности более 1800) за то, что водитель за рулем занимается не пойми чем. И эта тенденция продолжается.

Несмотря на растущую нагрузку на дороги и добавляющиеся проблемы, нам неоткуда взять дополнительных людей для надзора за дорожным движением. Поэтому и к надзору за дорожным движением нужно подходить более эффективно, в том числе инновационно – мы уже разрабатываем новую концепцию технологичного надзора.

У нас по всей Эстонии установлено порядка 70 стационарных камер измерения скорости, которые сейчас фиксируют только превышение скорости, кроме них имеются камеры полицейских патрулей. Первым и самым быстрым шагом является добавление мобильных камер измерения скорости. Будут ли они переносными, стоящими у обочин дорог или установлены в автомобилях, как в Литве – это уже вопрос анализа. Но это только начало, функции камер измерения скорости следует расширять. Мы с Министерством экономики и коммуникаций и с Департаментом шоссейных дорог уже начали обсуждать технологии, которые могли бы фиксировать и другие нарушения: от отвлекающих действий водителя за рулем до неуплаты налога на использование дорог грузовым транспортом. В мире такие технологии существуют, нужно четко сформулировать цель и, конечно, привести в порядок правовое пространство, процесс анализа которого я уже запустил. Чем больше мы сможем автоматизировать производства по легким нарушениям, тем больше полиция сможет сосредоточиться на более сложных случаях, обуздании участников дорожного движения, а также на общении с ними.

При любом виде надзора необходимо найти баланс с защитой личных данных. Законопослушные люди ни в коем случае не должны чувствовать за собой тотальной слежки. Таким образом, в плане технологий мы должны прийти к тому, чтобы фиксировались только нарушения. Тема камер измерения скорости во всей Европе впала в стагнацию, так что Эстония может стать здесь путеводителем и быть впереди изменений, а не плестись в хвосте.

Мы должны лучше прежнего понимать, почему происходят несчастные случаи. Поэтому я считаю очень нужным, чтобы экспертная комиссия, которая регулярно собирается для выяснения причин тяжелых дорожно-транспортных происшествий и сейчас анализирует только обстоятельства ДТП с погибшими или большим числом пострадавших, получила полномочия расследовать причины ДТП с пострадавшими в более широком смысле. Но не только это. Настолько же важным является анализ организации дорожного движения на крупных дорожных развязках и анализ технического состояния дорог – если кто-то съезжает с дороги, то что стало причиной этого: разговор водителя по телефону или плохая организация дорожного движения? Мы можем предотвратить несчастные случаи только в том случае, если знаем их причины.

Но все эти меры являются только элементами большой мозаики. Самым важным все-таки остается человек – участник дорожного движения, будь то водитель, мотоциклист, велосипедист или пешеход. Я собираюсь снова поднять на политическом уровне вопрос введения системы штрафных пунктов, которая уже доказала себя во многих странах Европы, потому что ее очень большую и важную часть составляет консультирование и обучение. На тему штрафных пунктов спорят годами, но давайте будем честными: если воспитанием детей и молодежи на дорогах мы занимаемся много, то система для направления на курсы или на консультацию взрослого, который неоднократно нарушил правила, у нас отсутствует. А это крайне необходимо, если мы посмотрим на все возрастающую проблему с отвлекающими действиями за рулем или на зимние дорожные условия – у многих сегодняшних водителей нет опыта вождения на заснеженных или ледяных дорогах. Курсы Департамента шоссейных дорог для будущих водителей отстали от времени и сейчас тщательно пересматриваются, но с уже получившими водительские права людьми необходимо заниматься гораздо больше. Вождение должно быть основным действием за рулем!

В сфере безопасности дорожного движения мы все несем ответственность перед своими согражданами. В наших силах замечать и реагировать, чтобы не пустить пьяного человека за руль. Чтобы мы замечали, как везущий нас водитель пользуется во время езды смарт-устройствами. Чтобы мы пристегивались в автомобиле и в автобусе ремнем безопасности, а также приучали к этому своих детей. Иной раз именно дети более внимательны, так что иногда и яйцо может учить курицу правильному поведению. Это хороший знак, но несмотря на это, мы должны и дома, и в школе, и в более широком общественном смысле в отношении друг друга акцентировать больше внимания на поведении на дорогах.

Наверх